Что смотреть на ММКФ-2014

Разбираемся в фильмах главного кинофестиваля сезона — что смотреть, как купить билеты, зачем столько программ и почему нужно приходить на сеансы вовремя.

«Мы остаемся определенным центром определенного кинематографа, с интересом и с еще большим интересом к зрителю», — заявил на официальной пресс-конференции 36-го ММКФ Никита Сергеевич Михалков, и кто мы такие, чтобы с ним спорить. Как и это утверждение, так и фестиваль, программа которого состоит из 400 фильмов, нуждается в подробном и трудоемком осмыслении: так, с наскоку в них разобраться трудно. Мы выбрали главные хиты для широкого зрителя и главные фильмы, которые не стоит пропускать, если вы поклонник серьезного (и не очень) фестивального кино, а также даем несколько практических советов, которые никогда не помешают.

Ниже — премьеры, о которых точно будут говорить в ближайшие месяцы, а также несколько важных ретроспектив и параллельных программ, которые традиционно на ММКФ оказываются насколько интересными, настолько и не замеченными в тени крупных хитов. Что до последних, то многие из них выйдут в ближайшие полгода в прокат, но если вам важно вовремя поддерживать светские беседы или просто не терпится увидеть все первым, пора занимать очередь в кассе вот на что (время и дату сеанса можно посмотреть на сайте фестиваля, по ссылке в названии каждого фильма).

(КОНКУРС)

Режиссер Антон Корбейн

Новый фильм Корбейна, за который уже авансом говорят несколько связанных с ним имен. Автор оригинала — Джон Ле Карре, безусловный классик шпионского романа (в том числе прославленный еще одной хорошей экранизацией книги «Шпион, выйди вон»). В главных ролях — наш соотечественник Григорий Добрыгин, а также ушедший в этом году из жизни Филип Сеймур Хоффман. Это его последняя крупная роль на большом экране. Фильм в сентябре выйдет в прокат, но если совсем не терпится — можно попробовать пробиться и на фестиваль. Главная новость, конечно, в том, что на ММКФ картина участвует в конкурсе — здесь давно не было конкурсных фильмов такого уровня, и это большая радость.

(КОНКУРС)

Режиссер Валерия Гай Германика

Почти всегда сеансы, особенно вечерние и хитовые, задерживаются на 15–30 минут. Плюс 10 минут уходит на представление фильма. Это нормальная практика. Поэтому никогда не рассчитывайте уложиться в расписание и не назначайте встречи впритык — опоздаете.

Второй важный участник конкурса. Новое, неожиданно художественное произведение одного из самых живых и скандальных отечественных режиссеров. Про любовь, конечно: он — пьянь и художник, она — школьная учительница, она его любит и все время пытается зачем-то спасти, а он живет как умеет (то есть довольно плохо и беспорядочно). Есть здесь моменты, которые вообще выводят фильм за грань рассуждений о добре и зле, хотя наверняка найдется множество людей, которые откажутся о нем даже всерьез разговаривать. Мы не из них, если что. Большое интервью с режиссером ищите на нашем сайте в начале следующей недели.

(8 1/2)

Режиссеры Люк и Жан-Пьер Дарденны

Один из главных фильмов прошедшего в мае Каннского кинофестиваля. Серьезная и светлая притча о том, как героиня Марион Котийяр, уволенная после выхода из депрессии с работы, за одни выходные пытается уговорить коллег отказаться от бонусной премии, чтобы ее оставили в штате. Очень живое кино с красивой концовкой, из которого при этом убрали все лишнее: этот сценарий можно было бы разыграть на камерной сцене без декораций, и мало что бы изменилось. Но пока еще Дарденны не дошли до предельного минимализма и снимают фильмы, надо, конечно, идти и смотреть.

(8 1/2)

Режиссер Абель Феррара

Билеты можно покупать в кассе кинотеатра «Октябрь» за сутки до сеанса, и лучше делать это там, а не через интернет. Если не можете доехать — звоните заранее и узнавайте, есть ли в наличии. Обычно все хитовые показы разлетаются очень быстро, так что если есть возможность заехать за билетами утром — заезжайте.

Фильм одного из лучших «плохих» режиссеров Абеля Феррары — человека, который снял «Безумного лейтенанта», когда-то дебютировал фильмом, в котором художник убивает электродрелью бездомных, потому что у него картины не получаются, а также подарил миру отважный киноэпизод, где Азия Ардженто целуется с ротвейлером («Сказки стриптиз-клуба»). Теперь он взял на главную роль еще одного нескучного человека, Жерара Депардье, и снял его в фильме о сексуальных похождениях Доминика Стросс-Кана. Интересная, кстати, премьера в связи со всеми разговорами о цензуре: в Каннах этот фильм в официальной программе показывать испугались, а у нас покажут.

Вообще, «8 1/2 фильмов» — обычно главная программа фестиваля по части хитов. Здесь же, например, покажут замечательный фильм Жана-Люка Годара (сложный, короткий, важный, про любовь и политику, а также про все остальное плюс собачка) . На него стоит идти хотя бы для того, чтобы один раз увидеть — понять с первого раза получится не все, а глаза заболят от оригинального подхода Годара к 3D, но оно того стоит.

(СДЕЛАНО В КИТАЕ)

Довольно радикальный победитель Берлинского кинофестиваля этого года, по поводу которого спорили и критики, и зрители. Детектив про следователя, который пытается раскрыть серию убийств, совершенных с помощью остро наточенных коньков, и встречает на своем пути роковую женщину — сюжет, видимо, не случайно напоминающий знаменитый и всеми любимый фильм с Шэрон Стоун в главной роли. Главный фестивальный хит программы «Сделано в Китае» — панорамы современных китайских фильмов, в остальном — что приятно и правильно — состоящей из прокатных китайских фильмов, популярных у себя на родине.

(РУССКИЙ СЛЕД)

Режиссер Серхио Кабальеро

Идея программы «Русский след» — это очень русская идея, приятная и добрая. Сюда попадают все, кто так или иначе свой — фильмы, которые чем-то неожиданно связаны с Россией. Новый фильм Серхио Кабальеро попал сюда потому, что сделан на русском языке — да и сюжет связан с Россией. В предыдущем его фильме, если что, два привидения ходили по лесу, пустыне и каким-то заброшенным индустриальным складам, общались на смеси испанского и русского и вообще выглядели как главные хулиганские герои доведенного до абсурда интеллектуального кино. Хочется верить, что новый фильм тоже не разочарует любителей фантасмагории.

Приведем сюжет с сайта фестиваля в качестве аргумента: «Молодой крымский крестьянин Василий отправился в Сибирь работать на угольной шахте. Вскоре он становится единственным хозяином большой электростанции и самого крупного угольного месторождения в России. Однажды Василий возвращается из дальней командировки со странной кампанией — его сопровождают немецкий художник и ручной койот. Василий запирает своего спутника с домашним животным на складе и благополучно умирает. После его смерти загадочный художник сколачивает банду из трех карликов-экстрасенсов. Цель преступной группировки — добыча некоего артефакта, именуемого “дистанция”».

Есть вопросы? Очень много. Хочется понять, что это вообще такое? Еще как.

(ДИКИЕ НОЧИ)

Режиссер Хитоси Мацумото

Вторая программа Петра Шепотинника, курирующего секцию «8 1/2 фильмов» — хулиганские ночные показы, в основном в том или ином смысле полные жести — насилия, секса и различной экспрессии. Когда-то именно в ней показывали скандальный «Клип» про сельских школьниц, который потом запретили к прокату, а в этом году здесь еще будет черная комедия «Дурацкое дело нехитрое» про Стеллана Скарсгарда, который ездит на снегоочистителе и мстит за своего сына. «R100» поставил режиссер Мацумото, автор «Символа», «Большого японца» и «Самурая с ножнами» (два года назад фестиваль 2morrow привозил его ретроспективу).

На этот раз абсурдная ситуация следующая: главный герой подписал контракт с очень специальным эскорт-агентством, и теперь к нему в самых неожиданных ситуациях вдруг приезжают властные девушки, которые начинают лезть в его жизнь.

(ФИЛЬМЫ, КОТОРЫХ ЗДЕСЬ НЕ БЫЛО)

Режиссер Джеймс Франко

Новая программа под кураторством критика Стаса Тыркина, появившаяся в этом году и разделившая, в общем-то, миссию программы «8 1/2» — отражать актуальную повестку дня, выбирая самое интересное из фестивальных фильмов, которые не успели доехать до проката. Помимо фильма Франко здесь же — скандалист Брюс Ла Брюс, важный берлинский хит Дени Коте «Вик и Фло увидели медведя», фильм Филиппа Гарреля «Ревность» плюс очаровательный, добрейший, душевный и по-хорошему сумасшедший «Танец реальности» классика кислотного вестерна Алехандро Ходоровского.

Что же до фильма Франко, то из бесконечного множества его фильмов именно на этот стоит обратить внимание: к экранизации Кормака Маккарти Франко подошел действительно серьезно. Он даже почти не появляется в кадре.

(ПРОГРАММА «НЕБО НАД БЕРЛИНОМ»)

Режиссер Марен Аде

Внимательно изучайте пресс-стойку около главного входа в «Октябрь» и все столы с печатной продукцией внутри фестивальных площадок: там часто бывают драгоценности в виде специальных буклетов, которые полны хороших текстов, печатаются маленькими тиражами и разлетаются за полдня. У «Неба над Берлином» — как раз такой буклет.
Второй фильм Марен Аде, продюсировавшей «Табу» Мигеля Гомеша и «берлинцев» Беньямина Хайзенберга и Ульриха Кёлера, про пару из зануды-архитектора и шумного пиар-менеджера третьеразрядной музыкальной группы на каникулах.

Они вырезают человечков из корнеплодов, хохочут, бегают от соседей, танцуют дурацкие танцы, а потом соглашаются прийти на ужин к знакомому художнику, от которого предварительно прятались за пакетами с соком в супермаркете. После этого идиллия несколько осыпается — на людях ведут себя иначе, нежели наедине, а от того, как именно, обоим очень стыдно. Все, что нужно знать о парочках за два часа.

Программа — вторая попытка (первую, полуподпольную, предпринял в прошлом году киноклуб Rodnya) показать в Москве самое важное, что случилось в измученном экранизациями и историческими фильмами немецком кинематографе за последние пару десятков лет.

Группа режиссеров, почти 15 лет назад объединенная критиками в «Берлинскую школу» (по названию учебного заведения, в котором учились первые крупные авторы — Томас Арслан, Кристиан Петцольд, Ангела Шанелек), с тех пор обзавелась «второй волной», а в прошлом году получила предложение гореть в аду от Дитриха Брюггеманна (его фильм «Крестный путь» стал в этом году лауреатом Берлинского кинофестиваля и также будет показан на ММКФ), потому что пора перестать рассказывать «пустотой о пустоте».

Внешне простое, сфокусированное на бытовом, драматургия которого скрадывается из самых обыденных событий кино, где даже трагедия всегда тихая; молчаливые фильмы о городе под нами или, по названию одного из ранних фильмов Ангелы Шанелек, «Моя медленная жизнь».

(СТУДИЯ «ИЛИНГ». ЗОЛОТЫЕ ГОДЫ)

Режиссер Александр Маккендрик

Если вы вошли в зал после начала сеанса, права сесть на свое место по билету у вас нет. Именно поэтому нужно приходить вовремя — аккредитованных желающих, которые займут свободные места, всегда хватает. Как только свет в зале погас, права на «девушка, простите, но это я тут вообще-то сижу, просто поздно пришел» вы никакого не имеете. Смиритесь.

Классическая британская комедия с Алеком Гиннессом в главной роли — про незадачливых грабителей, которые собираются под видом музыкантов ограбить банк, но не могут разобраться со старушкой, у которой для этой операции сняли квартиру. На самом деле, выбрать можно любой из фильмов программы — «Приключения Николаса Никлби», «Добрые сердца и вензеля», «Виски в изобилии». Все хороши. Программу комедий студии Ealing покажут с живым дубляжом и в хороших переводах, что для комедий особенно ценно.

(АТЕЛЬЕ)

Режиссер Стив Джеймс

Одна из лучших программ фестиваля, которая посвящена фильмам о кино, творцах и творчестве. В этом году тут будет фильм о Феллини, «Мистер Икс» про Каракса и фильм про великого человека Владимира Юрьевича Дмитриева — архивиста, который все последние годы составлял на фестивале ретроспективы (в прошлом году его не стало, и с этим связана еще одна программа — его любимых фильмов).

«Это и есть жизнь» — отличный фильм про Роджера Эберта — наверное, самого знаменитого в мире американского критика. Если вы в курсе, кто это, но привыкли за последние годы видеть его инвалидом в коляске, который постоянно шутит с помощью компьютерного голоса по той причине, что у него нет нижней челюсти, вы, возможно, будете приятно удивлены рассказом о его бурной журналистской молодости.

Отдельного внимания достойны вставки про отношения Эберта с Сискелом — его партнером по знаменитой телепередаче «Эберт и Сискел», с которым у них полжизни были серьезные love-hate professional relationship. Примечательно то, что единственный показ фильма в Каннах прервался на двух третях, и получается, что московские зрители станут первыми, кто увидит фильм до конца.

(ФИЛЬМ ЗАКРЫТИЯ)

Режиссер Мэтт Ривз

Тут, в общем, нечего комментировать. Если кому-то (и тут мы можем его понять) трудно дождаться этого фильма в прокате, стоит попробовать достать пригласительный билет на закрытие. А всем, кто возмущается, что кинофестивали открываются или закрываются блокбастерами, во-первых, ничего не понятно про крупные фестивали, для которых это совершенно нормально, а во-вторых, повторимся, можно спокойно еще месяц подождать широкого проката.

ТЕКСТ НАИЛЯ ГОЛЬМАН / АНАСТАСИЯ ИНДРИКОВА

Интервью
Добавить комментарий