Чего ждать от нового учебного года

Возвращаясь после летних каникул в школу, глупо рассчитывать на легкую жизнь. Главное, чего стоит остерегаться, — в нашем киногиде.

СПЛЕТНИ

Заранее нужно точно знать одно: подлинное зло — это девочки. Они будут вас обсуждать, игнорировать ваши достоинства, преувеличивать недостатки и критиковать внешний вид (не важно, как вы при этом выглядите). В конечном счете велик риск, что вы станете жертвой настоящей травли или останетесь на побегушках у самых популярных красоток, зарабатывая тем самым призрачное право на социальный статус, который на самом деле не гарантирует вам ничего, пусть даже вы красивы, как юная Вайнона Райдер из фильма «Смертельное влечение».

Если у вас, в отличие от нее, не хватит смелости убить нескольких мучителей, выстрелить в собственного парня, а потом публично предложить самой стремной девочке школы посмотреть на выходных кино, приготовьтесь к тяжелой и долгой социальной адаптации.

ЛЮБОВЬ

Люди любят сердцем, это знает каждый взрослый человек. Но подросткам на это плевать, они злые. Если у вас, как у героини Кристины Риччи в фильме «Тыковка», вдруг проснется нежное чувство к умственно отсталому инвалиду, вас, скорее всего, не поймут. С другой стороны, подумайте дважды, прежде чем залезать к нему в окно и демонстративно заводить с ним роман, отвергая ухаживания популярного в светских кругах молодого человека.

Возможно, в итоге вы будете выглядеть так же растерянно, как бедная Кристина в финале фильма, явно не понимающая, куда эта история заведет ее дальше.

Проблемы могут возникнуть и со слишком изысканным выбором. Даже если вы, как герой фильма «Флирт», полюбите гордую дочь чернокожего правителя, живущую в пансионе для девочек, куда нужно плыть на лодочке через освещенное луной озеро, еще не факт, что все у вас сложится удачно. Мальчики будут шутить над ее цветом кожи, учителя — запирать вас в своих комнатах, и даже когда вы сбежите вместе, вас догонят. Но хуже всего то, что в итоге ей наверняка придется уехать в свою далекую страну, где произошел очередной политический переворот, и вы никогда, никогда ее больше не увидите.

АЛКОГОЛЬ И НАРКОТИКИ

Конечно, это может быть весело. Чаще всего — настолько весело, что обе эти вещи остаются с нами со школьных лет на всю жизнь. Ребятам из «Суперперцев» Джудда Апатоу, например, явно будет приятно вспоминать о своих бесконтрольных приключениях. Но тут стоит, во-первых, вспомнить, как отчаянно бесполезно проводят время вечно накуренные тинейджеры в линклейтеровском «Под кайфом и в смятении», а во-вторых — обратить внимание на печальную судьбу героя фильма «Кирпич».

Он, если вкратце, потерял любимую женщину, друзей и веру в человечество из-за нескольких килограммов белого порошка и одной бессердечной красотки. Его обманули, подставили и сделали несчастным всего за несколько солнечных учебных дней — так что не стоит думать, что со школьником не может случиться по-настоящему серьезная трагедия.

ПОЛИТИКА

От нее, к сожалению, никуда не деться. Один из самых проникновенных и печальных фильмов на эту тему — автобиографический «До свидания, дети» Луи Маля, где преподаватели католического колледжа в разгар 1944-го безуспешно пытаются спрятать трех еврейских учеников и одного учителя. Однажды приходит гестапо, и детство заканчивается.

Но кроме внешней политики есть и внутренняя — самые острые протесты она вызывает в респектабельных закрытых учебных заведениях для мальчиков. И если в «Обществе мертвых поэтов», где Робин Уильямс пытается научить юнцов свободомыслию, картинно вырывая страницы из учебника английской поэзии, список бед ограничивается самоубийством, увольнением и несколькими исключениями, то в «Если…» Линдсея Андерсона молодой Малкольм Макдауэлл, уставший от запретов и бесконечных телесных наказаний, собирает целую мини-армию, находит автоматы и объявляет преподавательскому составу настоящую локальную войну.

КРИМИНАЛ

Впрочем, для того, чтобы взять в руки огнестрельное оружие, школьнику совершенно необязательно иметь серьезные идеологические мотивы. Часто бывает так, что заняться в жизни просто кардинально нечем, а когда вокруг тебя, как в случае героев «Голубой весны» Тосиаки Тоёды, все успешные люди — якудза, сложно удержаться от криминальной карьеры и не начать переводить обычные разборки за лидерство в классе в серьезный уголовный регистр.

Если удается окончить школу и никого не убить — хорошо, но и это еще не гарантия благополучной законопослушной жизни. Ваня Громов из «Нежного возраста», например, успел и отучиться, и в армии отслужить, а когда вернулся в Москву и попытался в жизни устроиться, идти, кроме школьных товарищей, контрабандистов и воров, было не к кому.

ТАИНСТВЕННЫЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ

Еще одна неожиданная опасность, которую не стоит списывать со счетов; как правило, она связана с закрытыми женскими школами — девичьи пансионы вообще полны загадок. Жена Гаспара Ноэ Люсиль Хаджихалилович, например, сняла про это нежнейший фильм под названием «Невинность», где посреди таинственного леса маленькие девочки долго учатся танцевать и правильно складывать свои вещи.

Иногда они просыпаются и обнаруживают, что кого-то из них в комнате больше нет, но на этот счет есть специальное правило: не задавать вопросов и никогда не обсуждать пропажу. Попадают малышки в это место в аккуратных гробиках, а уезжают из него на подземном поезде, и никто так толком и не объясняет, для чего с ними столько времени терпеливо занималась у балетного станка грустная Марион Котийяр в бледно-розовом трико.

Не менее таинственно развиваются события в фильме, который Хаджихалилович вдохновил: «Пикник у висячей скалы» Питера Уира рассказывает об исчезновении трех воспитанниц закрытой школы. Девушки пропадают в лесу посреди бела дня, и в течение всего фильма их ищут герои, у каждого из которых есть куча своих секретов. Не хочется отнимать у вас надежду, но, скажем так, вряд ли они найдут их всех.

Текст: Наиля Гольман (Port Magazine).

Интервью
Добавить комментарий