“3 сердца”, “Елки 1914”, “Мамы 3” и “Чем дальше в лес…”

Геннадий Устиян объясняет, на какие премьеры не надо идти в кино и что смотреть вместо них.

До Нового года осталось меньше недели, а это значит, что в прокат выходят праздничные фильмы: одна голливудская сказка сказок, где все поют, одна французская мелодрама для зрителей постарше про тот неловкий момент, когда оказывается, что сестра жены — твоя бывшая (французы!), одна австралийская драма про конец света (очень подходящее ощущение для сидящего в предновогодних пробках москвича) и две новелльные feelgood-комедии российского производства ожидаемо низкого уровня.

Министр Мединский, ратующий за квоты для иностранного кино, должен быть доволен.

«ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС…»

Главный новогодний мюзикл-попурри, где герои Шарля Перро путаются под ногами у персонажей братьев Гримм и время от времени испытывают наше терпение, картинно застывая и начиная петь Стивена Сондхайма. Режиссер Роб Маршалл, который, видимо, полностью выложился в своем дебютном фильме «Чикаго», а потом делал кино одно хуже другого («Девять», «Пираты Карибского моря 4»), быстро рассказывает весь сюжет за первый час, а потом начинает бессмысленно водить нас по одной павильонной поляне.

Одна сцена, правда, с поющими на водопаде принцами (один Золушкин, второй — Рапунцелев), может довести до истерики любого, кто смотрел хоть одну диснеевскую сказку со слащавым глуповатым принцем в качестве объекта мечты.

Смотреть вместо: «Три орешка для Золушки» (1973)

Не смейтесь, но помнящее СССР поколение, помимо черно-белой «Золушки» 1947 года с 38-летней Яниной Жеймо в роли нимфетки, регулярно смотрело эту чешскую версию, в которой принц сталкивал мачеху с толстой жадной дочерью в прорубь. Из других достоинств: и Золушка, и принц были горячи.

«ЕЛКИ 1914»

Четвертые «Елки» для разнообразия стали костюмными. Фильм это, конечно, не спасает — звезды Сергей Светлаков, Иван Ургант, Артур Смольянинов и окопавшийся в сене в поезде Константин Хабенский ужасно переигрывают и изображают то, что только в нашей стране называется «доброе кино», то есть занимаются самодеятельностью. Как и предыдущие «Елки», эти — «региональное» кино для людей, которые не любят хорошие фильмы, а ходят в кинотеатры ради самой примитивной формы психотерапии.

Смотреть вместо: «Подручный Хадсакера» (1994)

Чем в очередной раз смотреть «Елки» или, боже упаси, «Иронию судьбы», выберите для новогоднего настроения что-то менее банальное — например, стилизованный под комедию Фрэнка Капры фильм братьев Коэн, где Тим Роббинс влюбляется в Дженнифер Джейсон Ли под елкой. Это едва ли не единственный коммерческий провал Коэнов, но фильм прекрасный, просто не нужно было на него тратить 20 лет назад несколько десятков миллионов.

«МАМЫ 3»

Наши переплюнули даже алчный Голливуд: если «Чем дальше в лес…» хотя бы идет с цензурным рейтингом «с 12 лет», самая трэшевая российская компания Enjoy Movies выпустила «Мам» с предостережением «с 6 лет», что правильно, потому что идеальному зрителю этих новогодних «Елок» — только с мамами — исполнилось максимум семь. Кажется, что здесь даже актеры те же, что и в «Елках» (хотя на самом деле нет). О чем этот фильм? Да так, о каких-то никому не интересных хлопотах. У нас теперь все кино новеллизируется, и это не идет ему на пользу.

Смотреть вместо: «Мама» (1976)

Если уж неделя предновогодняя и я уже впал в детство, то лучше не мучиться на фальшивых «Мамах 3», а пересмотреть советско-румынско-французский мюзикл с Людмилой Гурченко — козой и Михаилом Боярским — волком. Если вспомнить, что в «Чем дальше в лес…» волк в исполнении Джонни Деппа выглядит чистым педофилом, то в детской старой сказке можно современным взглядом разглядеть сексуальное напряжение между волком и козой, что с точки зрения зоологии и здравого смысла звучит странно.

«ПОСЛЕДНИЕ ЧАСЫ»

Красивая, но унылая австралийская драма. Главный герой едет на последнюю перед концом света вечеринку и по дороге начинает заботиться о потерявшей отца девочке. Мораль настолько лобовая (вытри перед смертью слезинку ребенка), что, как только начинаются слезовыжимание и манипуляции эмоциями, думаешь: «Хоть бы поскорее это банальное кино закончилось».

Смотреть вместо: «На берегу» (1959)

Фильм о конце света, снятый Стэнли Крамером, с Грегори Пеком, Авой Гарднер, Фредом Астером и Энтони Перкинсом. Забавно, что действие картины в редком для 1950-х жанре антиутопии происходит как раз в Австралии (фильм снят по роману Невила Шюта), которую не затронула ядерная война. Полвека с лишним спустя австралийский режиссер Зак Хилдич, снявший «Последние часы», решил исправить это упущение.

«3 СЕРДЦА»

Типичная французская мелодрама о том, что мир тесен и, заведя интрижку с Шарлоттой Генсбур, обязательно через какое-то время окажешься обрученным с Кьярой Мастроянни, которая приходится Шарлотте родной сестрой. В фильме Бенуа Жако вообще есть что-то инцестуально-семейственное: маму сестер играет Катрин Денев, являющаяся матерью Мастроянни в жизни. Тогда бы уж позвали Джейн Биркин на роль безумной тети, что ли. Начали играть со смыслами, так шли бы до конца.

Смотреть вместо: «Жюль и Джим» (1962)

Первый фильм, который приходит в голову, когда речь заходит о французском любовном треугольнике. Если посмотреть фильм Жако и старый шедевр Франсуа Трюффо подряд, особенно очевидно, как жанр нарушающей табу драмы о странностях любви выхолостился до слащавой буржуазной мелодрамы.

ТЕКСТ ГЕННАДИЙ УСТИЯН

Интервью
Добавить комментарий