10 правил иммигранта

10 правил иммигранта

Сегодня в прокат выходит «Велкам хом» Ангелины Никоновой. Это кино о людях, потерявших чувство принадлежности к определенной географической точке, к тому месту, которое мы называем домом. По этому поводу мы решили составить киногид по правилам иммигранта.

ЗАКЛЮЧИТЬ БРАК

Бывшую гражданку Албании, которая работает в бельгийской химчистке и копит деньги на собственный бар («Молчание Лорны»), и перебравшуюся из Ленинграда в Швецию медсестру-проститутку («Интердевочка») объединяет не только то, что обе решили сменить отчизну. «Вертинский и Куприн до конца жизни считали свою эмиграцию трагической ошибкой», — сетует преподавательница литературы, провожая свою дочь Таню Зайцеву (Елена Яковлева) за кордон.

Но интердевочка с ней не согласна. Подобно Лорне (Арта Доброши), она уезжает из дома в поисках лучшей жизни, частью которой станут шуба, бриллианты и машина без крыши. И чтобы мечта стала реальностью, Зайцева, как и Лорна, заключает брак с европейцем. Счастье по разным причинам у девушек будет недолгим: автомобиль в финале везет обеих домой, но ни одна не прибудет в пункт назначения.

ИДТИ ЗА МЕЧТОЙ

Имидж Америки как страны безграничных возможностей исправно поддерживают с тех самых времен, когда нога белого человека впервые ступила на землю индейцев. Однако мечты, согласно картине «Велкам хом», реализуются зачастую в несколько извращенном виде. Герои второго фильма Ангелины Никоновой бродят по Нью-Йорку с разными целями: сделать яркую кинокарьеру, выйти замуж за режиссера, переселиться в красивый дом. Однако снимаются в скромных авторских фильмах без гонорара, под венец идут с тем, кто поможет с гражданством, и живут хоть и в доме мечты, но бок о бок с представителями сексуальных меньшинств.

ПЕРЕПЛЫТЬ ГРАНИЦУ

Бывает и так, что самое сложное — не преуспеть за границей, а хотя бы туда попасть. Беженец из Ирака Билал Каяни (Фират Айверди) мечтает попасть в Англию, чтобы играть в команде «Манчестер Юнайтед» («Добро пожаловать»). Попав во французский Кале, герой решается на десятичасовой заплыв через Дуврский пролив, отделяющий его от мечты, — обратно во Францию он прибудет в застегнутом пластиковом пакете.

Аналогичный подвиг Саши Васильева (Сергей Бодров-младший) завершается, как ни странно, успешно («Восток-Запад»). Но оказалось, что жизнь вдали от Страны Советов не обязательно равняется счастью: ступив на землю свободной Франции, герой незамедлительно попытается себя убить.

БРОСИТЬ ВЫЗОВ МЕСТНЫМ ТРАДИЦИЯМ

Беженцы из Индии колесят по Франции в поисках нового дома («Пряности и страсти»). У них есть деньги и цель — открыть на чужбине собственный ресторан. С громкой музыкой, яркой вывеской и непривычным для европейцев набором блюд. Впрочем, фильм не о том, как заставить французов променять лягушек на карри. Он о том, что победа дается смелым: если набраться наглости и добавить в блюдо высокой кухни правильных специй, можно получить мишленовскую звезду, прослыть лучшим в Европе индийским шеф-поваром и попасть на обложку журнала.

СОГЛАСИТЬСЯ НА ГРЯЗНЫЙ ТРУД

Если сиделка английского дипломата становится проституткой («Роковая страсть»), а дипломированный врач то таскует, то служит в отеле портье («Грязные прелести»), речь, скорее всего, идет о приезжих, которые пойдут на все, лишь бы никогда не возвращаться домой. Выполнять за копейки любое желание постояльцев, любовников, пассажиров — лучшее, на что могут рассчитывать нелегальные иммигранты. Ибо есть и более печальный финал: человеческое сердце, которое герой «Грязных прелестей» Стивена Фрирза вытаскивает из унитаза номера 510, тоже принадлежало человеку без британского паспорта.

СТАТЬ ГЛАВОЙ МАФИИ

Юный Вито Корлеоне (Роберт Де Ниро) пережил стандартную для начала XX века процедуру эмиграции в Новый Свет, показанную в «Крестном отце 2». Он пересек Атлантику на большом корабле и, прежде чем ступить на землю Нью-Йорка, провел три месяца в карантине. Пройдет 20 лет, и парень, сбежавший в Америку от расправы сицилийского мафиози, сам станет доном и испачкает руки в крови. Его история подтверждает непреложное правило, которое действует и на ринге, и в жизни: «Либо тебя, либо ты».

ПРИОБРЕСТИ ДОМ

В прошлой жизни иранец Массуд Амир Берани (Бен Кингсли) не знал счет деньгам и принимал в гостях генералов («Дом из песка и тумана»). В новой — трудится простым дорожным рабочим и на ужин ест «Сникерс» за 35 центов. Позолоченная мебель и дорогие ковры, вывезенные из Ирана в Америку вместе с дочкой, женой и сыном, мозолят герою глаза и требуют более достойного обрамления, нежели съемные апартаменты.

Берани находит единственный приемлемый выход и вкладывает все сбережения в собственное жилье — необходимый компонент американской мечты. Герой почувствует, что обрел наконец новый дом, но лишь на мгновенье: через пару недель в обставленной восточной мебелью спальне будут обнаружены два тела — Массуда Амира Берани и его жены.

ПОЗНАКОМИТЬСЯ СО СТАРЕЮЩИМ ИНТЕЛЛИГЕНТОМ

Овдовевший профессор экономики Уолтер Уэйл (Ричард Дженкинс) пишет книги, берет уроки игры на фортепияно и тихо ненавидит свою жизнь («Посетитель»). Бывший богемный писатель Марсель Маркс (Андре Вильм) чистит прохожим обувь и коротает вечера за рюмкой в любимом баре («Гавр»).

В размеренную жизнь обоих героев ворвутся, как вихрь, нелегальные иммигранты и их проблемы: профессор наткнется в своей же квартире на сирийского мастера игры на джамбее; писатель укроет от полиции юного африканца, который пытается перебраться в Лондон. Решая чужие трудности, Уэйл и Маркс, как это часто бывает, помогают в основном самим же себе.

ВЫИГРАТЬ КУСОК ЗЕМЛИ

В самом конце XIX столетия, когда Америка щедро делилась с переселенцами и землей, и гражданством, к ее берегам причалили двое ирландцев («Далеко-далеко»). Она — уставшая от традиционных устоев дочь богачей (Николь Кидман). Он — бедняк, похоронивший недавно отца (Том Круз). В Новый Свет привели их рассказы о бесплатной земле, на которой колосится золотая пшеница и пасутся коровы «жирные, как слоны».

Но прежде чем получить кусочек Америки в личную собственность, она научится стирать белье и перерабатывать на фабрике кур, он — боксировать и укладывать рельсы. И оба, забравшись «далеко-далеко» от Ирландии, вдруг поймут, что не могут жить вдали друг от друга.

ЗАПАСТИСЬ ТЕРПЕНИЕМ

Пока Виктор Наворский (Том Хэнкс) ехал в Америку, в его родной Кракозии произошла революция, и паспорт этого государства превратился в ничто — в пшик, ничего не значащую бумажку («Терминал»). Терминал нью-йоркского аэропорта, в котором поневоле застрял персонаж Тома Хэнкса, сложно, конечно, назвать отдельной страной. Однако опыт героя будет полезен всем, кто решил начать новую жизнь на чужбине.

Он получит работу без документов и разрешений, сможет полноценно питаться, не тратя ни цента, и добьется расположения даже бесчувственных копов, которые распахнут для него в финале ворота в Нью-Йорк. Мораль очевидна: к тем, кто долго ждет и не теряет надежды, жизнь всегда поворачивается лицевой стороной.

ТЕКСТ МАРИЯ МИХЕЛЕВА

Интервью
Добавить комментарий