10 лучших фильмов о супергероях

1

Сверхсила и трико в облипочку — верный ключ к сердцу зрителя. В 2016-м киносезон открывает Супермен на пару с Бэтменом. Дальше в списке премьер — целое полчище мутантов, мстителей и прочих фриков. Самое время вспомнить взлеты и падения великого жанра.

«ХЕЛЛБОЙ II: ЗОЛОТАЯ АРМИЯ» 2008

В отношении Гильермо дель Торо с комиксом про безрогого черта, вставшего на защиту людского племени, особенно восхищает то, с какой заботой режиссер создает мир вокруг своего героя. Правда, по иронии, самому Хеллбою в этом мире места толком и не нашлось. На экране простирается настоящая волшебная страна, из каждого угла лезут всякие удивительные твари, а в центре всего этого — одно временно и притча, и романтическая комедия. Сказочная, добрая, дьявольски красивая.

«ХРАНИТЕЛИ» 2009

Постановка графического романа британского писателя-мизантропа Алана Мура — про альтернативный 1985 год. Расформированное подразделение супергероев, придуманное правительством США, вынуждено объединиться после гибели одного из них. Хотя сам Мур и ненавидит этот фильм, режиссеру Заку Снайдеру удалось главное — поймать великую мрачную интонацию произведения.

История XX века в «Хранителях» выглядит как хроника кошмара, рассказанная сумасшедшим анархистом. Супергерои — как сборище самовлюбленных, ранимых циников. А 1980-е — как дурацкое, темное, но абсолютно завораживающее кино.

«СКОТТ ПИЛИГРИМ ПРОТИВ ВСЕХ» 2010

Трюк без страховки, все наоборот: обычный человек пытается стать супергероем, не обладая суперталантами. Канадец Скотт Пилигрим, неудачник и мямля, влюбляется в девочку с розовыми волосами. Она приехала из Америки, и выражение лица у нее такое, что сразу ясно: проблемы неизбежны. Их оказывается ровно семь штук — на пути к дружбе с красавицей Скотту придется победить семерых ее бывших. Да, это один из самых жалких супергероев. Да, это очень жизненная история. Да, именно поэтому она всем и нравится.

«ПИПЕЦ» 2010

А теперь двойной трюк: еще один горе-супергерой встречает настоящую оторву со сверхспособностями. Экранизация комикса Марка Миллара — форменное издевательство над супергеройским жанром. Дикая фантазия, порождение воспаленного подросткового воображения — этому кровожадному фильму блестяще удается показывать средний палец всем фильмам по комиксам, вместе взятым. Кстати, именно «Пипец» явил миру актеров Аарона Тейлора-Джонсона и Хлою Морец — в фиолетовом парике, 12-летнюю и почти великую.

«СТРАЖИ ГАЛАКТИКИ» 2014

Десятый фильм киновселенной Marvel — на этот раз про то, как обаятельный Крис Пратт спасает галактику в компании зеленой женщины, говорящего енота и человека-дерева, озвученного Вином Дизелем. «Стражи Галактики» — своего рода шаг назад в адаптациях комиксов. И это радостный шаг: пока все режиссеры наперебой метят в Бергманы, это кино не боится быть смешным, дурацким и откровенно детским. Шутят здесь чуть больше, чем надо, но глупо отрицать, что встреча с динамичным и полным радостного идиотизма фильмом, в котором играет говорящий енот, — это большое счастье.

«ЛЮДИ ИКС» 2000

Лучшие фильмы по комиксам — это мрачные фильмы по комиксам. Ко вселенной мутантов, где есть голая синяя женщина, циклоп, жаба и Хью Джекман с выдвигающимися когтями, режиссер Брайан Сингер отнесся с предельной серьезностью. Его супергерои больше не мультяшные фрики, а ужасы, творящиеся в их мире, превратились в прозрачную политическую метафору. Впервые в одном супергеройском фильме столько главных персонажей, и впервые они так похожи на людей, у которых куча заморочек. XXI век начинается, дальше будет только больше.

«БЛЭЙД-2» 2002

Два слагаемых успеха этой картины — вампиры плюс кунг-фу. Середина трилогии про хладнокровного охотника Блэйда (Уэсли Снайпс), снятая Гильермо дель Торо, — чистый адреналин в аудиовизуальной форме. Ураган из крови, огня и стали. Битвы в фильме могут дать фору любому кино про боевые искусства. Здесь все двигается настолько быстро и слаженно, что про сюжет, обрамляющий взрывы и разрушения, легко можно забыть. Дель Торо берет откровенный фильм категории «Б» и делает его фантастически красивым. Просто потому, что умеет.

«ЧЕЛОВЕК-ПАУК-2» 2004

Тот самый случай, когда сиквел оказался лучше оригинала. Режиссер Сэм Рейми взял все, чем зрителям полюбился первый «Человек-паук», и помножил на два. Ставки выше, драмы больше, экшен бодрее. Фильм получился графичный, как комикс, заманчивый, как мигающая огнями нью-йоркская ночь, добрый, как ужин с тетушкой на кухне, и романтичный, как поцелуй под дождем. Вверх ногами. В первую очередь, конечно, романтичный — оказалось, что это тоже хороший способ превратить супергероя в нормального человека.

«ТЕМНЫЙ РЫЦАРЬ» 2008

Режиссер Кристофер Нолан, в отличие от Тима Бёртона и Джоэла Шумахера, заставил публику относиться к Бэтмену серьезно. Именно «Темный рыцарь» узаконил моду делать из любого комикса «Братьев Карамазовых», а каждому мстителю в маске придумывать неразрешимый психологический конфликт. И заодно — более или менее всем окружающим его героям, среди которых развелось много сумасшедших хладнокровных убийц, мрачных детективов. Иными словами — действительно интересных, непростых людей. За то и любим.

«ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК» 2008

Самый обаятельный супергерой из вселенной Marvel стал актерским триумфом Роберта Дауни-младшего. Настолько совпал с его образом развязного умника, позера и алкоголика, что теперь, говоря: Роберт Дауни, подразумевают — Тони Старк. Когда Дауни-младший паясничает в любой другой роли, мы помним, как Старк разнес целый террористический лагерь. Когда Тони Старк производит ракеты, которыми пользуются в террористическом лагере, — знаем, что его печальные глаза в этот момент принадлежат Дауни-младшему. Возможно, в этом все дело: с каждым из них по отдельности было бы слишком много сложностей.

ТЕКСТ НАИЛЯ ГОЛЬМАН

Интервью
Добавить комментарий