Открытие выставки “Реконструкция” в Фонде культуры “Екатерина”

1

«Пойду посмотрю — и обратно на монтаж», — это фраза в более-менее одинаковом исполнении звучит на всех московских вернисажах середины сентября. Вокруг основного проекта 5-й Московской биеннале современного искусства открывается одновременно несколько десятков выставок. Успеть везде и еще смонтировать свою — задача, которая под силу только ветеранам русской арт-тусовки. Про них — проект «Реконструкция» в Фонде культуры «Екатерина».

Выставка «Реконструкция» — первая и, пожалуй, очень важная попытка систематизировать и осмыслить художественную жизнь Москвы с девяностых годов прошлого века по начало нового. Экспозиция построена вокруг знаковых галерей, выставок, инсталляций и видеоарта того времени. Галерея «Айдан», «Первая галерея», Галерея Марата Гельмана, «1.0», «Риджина», «Крокин», XL, «Якут» — в начале 1990-х они были, что называется, местами силы, слабо связанными с бизнесом. Рынок пришел попозже — в 2000-х, а тогда, в 1990-х, только в галереях можно было увидеть самое важное и свежее искусство.

На открытии, организованном фондом «Екатерина» и журналом Interview, гостей встречает куратор выставки, владелица галереи XL Елена Селина. Чтобы посмотреть на искусство, гостям приходится лезть вверх по доскам, которые напилил Дмитрий Гутов. Поностальгировать под самолетами художника Бориса Орлова поднимается новая глава РОСИЗО Зельфира Трегулова, директор МАММ Ольга Свиблова, галерист Фолькер Диль, куратор Владимир Левашов, директор ММСИ Василий Церетели, фотограф Игорь Мухин, арт-дилер Николай Палажченко, художники из AES+F и другие люди, без которых арт-процесс в России просто не был бы возможен.

Молодые хипстеры с вьющимися челками и неизменными рюкзаками на одно плечо — возможно, студенты ИПСИ или школы Осмоловского — манерно и едва осмысленно объясняют своим таким же юным спутницам, что же здесь показывают. Галерист Владимир Овчаренко обсуждает с коллекционерами сделки: «А мне он 15 процентов скидку не сделал». Журналисты на выставке про прошлое строят планы на завтра: «“ЦУМ, “Триумф”, Манеж? Или наоборот?» У работы «Метафизическое тело Бакштейна» художника Сергея Епихина, знакомый искусствовед задается вопросом:

— Интересно, а посвятят ли лет через 20 хоть одну работу Антону Белову?

— Ну, это как вести себя будет.

В пространстве галереи «Айдан» снова фотографии голых мужчин, как будто не было этих 20-ти лет. Художники, работы которых представлены на выставке, жалуются, что им не достался каталог: «Все молодежь растащила».

Когда заканчивается спонсорское шампанское, директор выставочного отдела ММСИ Алексей Новоселов и редактор культуры Interview Александра Рудык сбегают в ближайший «Седьмой континент» за двумя бутылками «Вальполичеллы», поздравить куратора. «Вот они, настоящие 1990-е — вино из горла посреди открытия выставки», — улыбается Селина. Действительно, здесь нет инвестбанкиров, красоток на
20-сантиметровых каблуках и дизайнеров расчесок, зато есть почти все, кто причастен к истории современного искусства в России.

Студент ИПСИ и фейсконтрольщик бара «Стрелка» Коля Сапрыкин идет по деревянным доскам на затопленном первом этаже фонда. Глядя на кем-то уже содранные логотипы информационных спонсоров, он замечает, что и грязь от потопа, и настилы из дерева, и ободранный целлофан здесь неотделимы друг от друга. Звучит немного грустно, но это все, что у нас есть и что можно и нужно документировать уже сегодня.

Интервью
Добавить комментарий