«На самом деле я только прикидываюсь художником», — говорит виновник вечера Дмитрий Ликин, здороваясь с галеристом Марианной Сардаровой на собственном вернисаже в галерее «Триумф». Ликин действительно не художник, а арт-директор Первого канала и один из руководителей архитектурного бюро Wowhaus, ответственного за все любимое продвинутыми москвичами: от Крымской набережной и летнего кинотеатра «Пионер» до брассери «Мост» и магазина одежды Fott. Сегодня в число прочих званий и регалий ему сходу добавилась гордая профессия фотографа.
С четвертого абзаца пресс-релиза выставки нас начинают уверять, что Джефф Уолл, Синди Шерман, Андреас Гурски — все они такие же, как Ликин. Сам Дмитрий, правда, скромно отнекивается, называя себя как минимум любителем, но дело мастера — снимать и показывать, а оценивают пусть уже другие. Выставка на самом деле, может, и не любительская, но точно коммерческая. Посвящена 100-летию фотоаппаратов Leica, будет идти всего два дня (вместе с вечером вернисажа) и явно нацелена на создание шума вокруг марки фотоаппарата, а не на попадание в сердце зрителя.
По периметру галереи висят снимки леса, травы, сена, маленьких веточек в ракурсе творческом и с выдумкой, как и вся ликинская архитектура. В унисон названию «Просвет» в зале «Триумфа» стоит кромешная тьма, только от фотографий исходит будто божественный, но на самом деле хороший такой музейный свет. У строгих арт-критиков даже в темноте глаза горят и работают: «Потрясающая выставка, особенно удалось видео о том, как делается Leica», — комментирует ее один из них.
И если музейный свет в глаза светит терпимо, то сияние нимбов над головами гостей точно может оставить на пару часов без зрения. Министр Сергей Капков, директор Центра документально кино Софья Гудкова, бизнесмен Марк Гарбер, фотограф Владимир Фридкес. Про появляющегося в дверях галереи олигарха Александра Мамута молодые девушки шутят: «Раньше я пару раз встречала выходящего из “Недальнего Востока” Прохорова. Считалось, что это к деньгам. Заходящий в двери Мамут, видимо, тоже».
Медиаменджер Илья Осколков-Ценципер приходит сразу после Мамута. На Ценципире майка Norse Projects, черные кеды Adidas ZX Flux, на плечах скромный, но красивый рюкзак. Его аутфит тоже не остается без комментария: «Можно выгнать Куйду из дома, но дом из Куйды — никогда». Несмотря на давно минувший роман с журналистом Женей Куйдой, перешедшая от нее по наследству страсть к нормкору так никуда у Ильи и не делась.
Совладелец «Триумфа» Дмитрий Ханкин носит на руках главного редактора журнала Interview Алену Долецкую в плотно облегающем платье Michael Kors; фотографы Тимофей Колесников и Сергей Аутраш — на себе маленькие «леечки», в смысле фотоаппараты; официанты — ростбиф с рукколой и бокалы с дорогим шампанским Taittinger.
Когда шампанское, наконец, подходит к логическому завершению, да и вернисаж тоже, олигархическая ячейка берет курс продолжения вечера на «Стрелку», запоздавшие журналисты вроде Рубена Зарбабяна откровенно скучают, модницы Софья Заика, Ольга Самодумова и Елена Замятина решают идти в тот же мамутовско-ликинский «Мост». И несмотря на то, что выставка, может, и была коммерческая в пух и прах, гости радовались за успех своего друга довольно честно.