Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow

1

На прошлой неделе в Москве прошла Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Андрей Саков делится впечатлениями о ней.

Вторая по счету ярмарка современного искусства Cosmoscow в этом году стала первой и единственной: на 18-м году существования «Арт-Москвы» ее идеолог и организатор Василий Бычков решил то ли свернуть, то ли приостановить ежегодную продажу прекрасного и актуального в ЦДХ. О том, что в стране нет арт-рынка, последние годы не говорят только ленивые, тем не менее новую ярмарку в Манеже ждали, если можно так выразиться, как мертвый припарок и раз в году палки.

Манеж, день превью для коллекционеров и вечер благотворительного аукциона off white. Организаторы Cosmoscow пригласили 200 богатых и узнаваемых поддержать перед официальным открытием 26 галерей-участников и, что более важно, — Фонд помощи детям «Обнаженные сердца». Бокалы с шампанским Ruinart при входе у стенда мадридской галереи Javier Lopez сменяются коньячными коктейлями Hennessy в collectors-зоне, расположенной аккурат напротив стенда екатеринбургской галереи Ural Vision, и шутка «чем дальше в лес, тем больше в дрова» могла бы стать эпиграфом вечера, но не станет.

Пусть через пару часов походки некоторых и перестанут быть столь же уверенными, намерения сегодня точно стойкие — женский голос с интонацией рекламы геля для душа и настойчивостью диктора железнодорожного вокзала приглашает гостей приготовиться к торгам и занять места в зале.

Произведения российских и зарубежных художников, объединенных в общую экспозицию на ярмарке, стараниями ведущего аукциониста Christie’s Андреаса Румблера и его супруги, одной из основателей Cosmoscow Сандры Недвецкой, уходят с молотка на суммы порядка 210 тысяч евро. Среди проданных лотов, кстати, и фотография Чада Питмана для мартовского номера Interview Russia, прибавившая в копилку фонда еще 9 тысяч евро.

Проплывающая меж рядов красным платьем Наталья Водянова лично поздравляет гостей с новыми приобретениями, а помимо зрелища, за которое этим вечером заплатили (и заплатили правильно), всех ждет и хлеб, а точнее, уже нашумевший бисквитный торт в форме карты России художницы Таус Махачевой в поп-ап-клубе Door 19, предоставленном для ужина Андреем и Ланой Гриневыми.

На мой вопрос «А что там с Крымом? Подсластила?» Таус ответила, что за образец взяла контуры страны образца 2013-го, а для того, чтоб пресечь встречный вопрос, добавила: «Но крем-то точно наш!», видимо, имея в виду себя и кулинара Il Giorno Бахадыра Мамоно. Мои мысли о том, что этим вечером страну слепили из того, что было, дагестанская художница и повар из Узбекистана, прерывает восторженная фактом поглощения Московской области пиар-директор галереи RuArts. На вопрос «Ну, и как?» Стася Кроль заметила: «Жирновато», поспорить с чем трудно.

День официального открытия Cosmoscow, к Манежу сходятся профессионалы от искусства и ему сочувствующие, большие коллекционеры и те, кто ими хочет казаться, светские котики и декоративные кошечки. Возрастная женщина в берете интересуется у охранника, где проходит ретроспектива Эрика Булатова. Уверенно и равнодушно охранник информирует: «Под ярмаркой», дама не сдается и уточняет: «Это под “Космосом”?» Пожалуй, только для нее Cosmoscow лишь как предчувствие, женщина спускается этажом ниже, растянувшаяся очередь сегодня колонной движется к вечным ценностям с ценником от тысячи евро до двух миллионов.

Фотографируют ли гости на телефон произведения Алекса Катца, Зигмара Польке, московских концептуалистов или огромный рельеф Recycle, тотально севший на одну из стен галереи «Триумф», чтобы выложить в инстаграм, или примеряют их к своим интерьерам, неважно, но то, что через пару часов под этикетажем появляются красные точки резерва и продаж, — факт.

Ближе к ночи галеристы и коллекционеры приглашены на совместную вечеринку Cosmoscow и Interview Russia в Mandarin Piano Bar Гии Абрамишвили. Проходящий в то же время концерт Земфиры на «Стрелке» лишний раз подтверждает, что правильная логистика — тоже искусство, и бар на Малом Черкасском тотально обновляется новыми гостями раз в полчаса.

Если красные точки в Манеже были цветочками, то ягодки сейчас плавают в разнокалиберных коктейлях Beluga. Вспоминая открытие «Манифесты» в Петербурге, где те же самые коктейли лились если не Невой, то петергофским фонтаном, видавший виды галерист, поднимая тост, конечно же, за отечественный совриск (слава богу), чокается и, заметив фирменный логотип компании на бокале, смущенно добавляет: «Какое-то неловкое дежавю».

Несмотря на то что открытие Cosmoscow, пожалуй, второе крупное гуляние про современное искусство после открытия биеннале в Петербурге, сегодня все как-то чинно и без лишней экспрессии. Не будет этим вечером тщетных попыток встать на мостик, как было летом в Эрмитажном садике, не будет и босоногих плясок под неубиваемые хиты Виталия Козака, как это было прошлой ночью в Door 19. Сегодня в компании единомышленников кулуарно за столиками традиционно ищут ответы на два главных вопроса.

Ответ на третий, негласный — «Кто будет делать?» — уже есть: Маргарита Пушкина и Сандра Недвецкая. Хотя одна ярмарка современного искусства в стране, где ярмарок меда, шуб и варенья больше, чем месяцев в году, — если не показатель средней культуры по больнице, то уж точно призыв к благородному действию.

ТЕКСТ АНДРЕЙ САКОВ

Интервью
Добавить комментарий