В лондонских магазинах Organic Pharmacy предлагают новую услугу — ДНК-тест, на основании которого продавец-консультант выбирает средства для ухода за кожей и макияжа.
Все просто: платите 295 фунтов стерлингов, у вас берут образец слюны, далее к процессу подключается портативное устройство под названием geneOnyx. Внутри устройства находится микрочип, по виду — обычная флешка. Микрочип вставляют в аппарат, подключенный к «библиотеке» всех существующих в природе косметических компонентов. GeneOnyx анализирует состав этих компонентов и ваших генов и проверяет их на совместимость. Через полчаса вы получаете список ингредиентов, особенно эффективно воздействующих на кожу, и список кремов, гелей и сывороток, в которых эти вещества содержатся.
Автор технологии — профессор Кристофер Тумазоу, директор Института биоинженерии при Имперском колледже в Лондоне. «На самом деле этот ДНК-тест я разрабатывал для медицинской отрасли, — рассказывает Тумазоу. — Он легко и быстро позволяет обнаружить генетические мутации, и врач может понять, какие лекарства и процедуры больше подходят пациенту. Но моей технологии сложно проникнуть на фармацевтический рынок: компании хотят, чтобы все как один покупали только их препараты, которые день и ночь рекламируются по TV. Поэтому я решил начать с бьюти-индустрии: ведь в коже тоже происходит множество генетических мутаций».
Персонализированная медицина — да, звучит серьезно. Но не выглядит ли персонализированный косметический шопинг еще одним способом грамотного отъема денег у населения? Кажется, нет. Во всяком случае, специалисты не видят в ДНК-тестировании ничего ни удивительного, ни предосудительного — это следствие научного прогресса и перспективная тенденция.
«Все закономерно: благодаря прочтению геномной ДНК человека работа биологов и медиков перешла на новый уровень, стало проще связывать физиологические особенности с конкретным набором индивидуальных замен в ДНК, — объясняет генетик Юрий Стефанов, к. б. н., научный консультант компании . — На первое прочтение генома ушло много лет и куча денег, но сейчас читать большие куски ДНК можно быстро и относительно дешево. Это называется персональная геномика. Участки вашей ДНК читаются, сравниваются с уже накопленными данными, и вам говорят, что у вас есть мутации, из-за которых одно вещество на вас подействует хорошо, а другое плохо».
Немного настораживает, что женщины нормально жили в догеномную эру, не подозревая, что им показаны гиалуроновая кислота и антиоксиданты, а ретинол или, там, пептиды, наоборот, могут навредить. Да и сейчас кремами все пользуются бесконтрольно. Юрий Стефанов предлагает не беспокоиться: «В случае с косметикой не уверен, что на данный момент ДНК-тест даст принципиально лучший результат. Но если к этому подойдут добросовестно, со временем данных накопится больше и методика заработает эффективнее. В этом случае, скорее всего, она войдет в практику многих магазинов и салонов красоты. Тем более что уже сейчас все больше лабораторий и научно-медицинских центров располагают оборудованием, способным проводить такие тесты».
Итак, магазины! Есть возможность заполучить услугу — последнее слово в науке. Кто первый?