Арт-подход: связь современного искусства и парфюмерии

Арт-подход: связь современного искусства и парфюмерии

О первом и единственном в мире парфюмерном издателе Фредерике Малле надо знать, пожалуй, еще две вещи (кроме того что он выпускает совершенно фантастические духи, конечно). Первое: Фредерик коллекционирует современное искусство, в котором разбирается на уровне профи. Второе: его бренд Editions de Parfums Frederic Malle — один из спонсоров V Московской международной биеннале молодого искусства.

Так вот. В июле все, кому небезразлично искусство, просто обязаны посетить стратегические проекты и хотя бы один специальный (рекомендуем на «Винзаводе»). Чтобы голова не пошла кругом, увиденное можно оттенить выставкой швейцарского весельчака Урса Фишера в музее «Гараж» и совсем отвлечься на проекте про космос на ВДНХ. А Interview подскажет, какие ароматы Маллевского издательства создадут нужную атмосферу.

«Гиперсвязи»
ММОМА

Арт-подход: связь современного искусства и парфюмерииПока на основной площадке биеннале 87 художников со всего мира копают «глубоко внутрь» (так заявлена тема биеннале), молодые авторы из 16 стран в рамках стратегического проекта в ММОМА устанавливают «гиперсвязи» человека с внешним миром. Вот Диогу Эванжелиста 32 лет из Лиссабона делает недобрые фото- и видеоработы про галлюцинации, иллюзии и загадки восприятия. А 33-летняя Джун Креспо из Бильбао продолжает традицию ассамбляжей в духе своих испанских сородичей Пабло Пикассо и Хуана Гриса. Только ее «ассамбляжи» обросли новыми материалами и вышли из плоскости картины в трехмерное пространство. Американка из Нового Орлеана Зои Уильямс создает скульптуры — смесь охотничьих трофеев со стен средневекового замка и волшебного фарфорового бестиария. Сама она утверждает, что работы ее вдохновлены снами и коллективным бессознательным.

Арт-подход: связь современного искусства и парфюмерииПарфюмерное сопровождение:
лучшая компания здесь – неоднозначный аромат . Он врывается в пространство влажным острым духом только что закончившейся грозы. Стремительно окружает ароматом мокрой травы, пропитанной водой земли, горьковатого можжевельника. Щекочет нос нотами перца и кореандра. А потом вдруг раз – и за секунду исчезает в неизвестном направлении.

«Время обоснованных сомнений»
ГЦСИ

Арт-подход: связь современного искусства и парфюмерииДаже от самых разносторонне развитых дилетантов нередко звучат слова о том, что объекты репрезентации современного искусства — вещь сомнительная. Делать «красоту» руками художники разучились, подражать реальности не умеют, преображают окружающую ситуацию тоже как-то извращенно. Всем, кто так считает, прямая дорога на стратегический проект Московской молодежной биеннале в ГЦСИ. Кураторы проекта итальянки Сильвия Франческини и Валерия Манчинелли наверняка знают, как с этим поспорить. Девять художников-участников под сомнение ставят саму реальность и утверждают, что их неуверенность обоснована. Эти обоснования можно увидеть и услышать. Вокруг выставки планируется что-то вроде дискуссионного клуба.

Арт-подход: связь современного искусства и парфюмерии

Парфюмерное сопровождение:
современные парфюмеры в отличие от современных художников в реальности не сомневаются. Они ее воссоздают. К примеру, аромат с нотами ириса, жасмина, мускуса и ангелики — ольфакторный портрет зимы. С тающим снегом, прозрачным звенящим воздухом, согревающим медом. Чистый, нежный, слегка колючий запах.

Young Blood
«Винзавод»

Арт-подход: связь современного искусства и парфюмерииСовременная бальзаковская Жюли вместо того, чтобы тяготиться узами брака, могла бы заняться современным искусством. Ведь она находилась в том самом возрасте, в котором художники именуются молодыми и на них сыплются все блага мира артистического: гранты, стажировки, резиденции и биеннале. Выставка из параллельной программы Московской молодежной биеннале «Свежая кровь» как раз посвящена анализу понятия «молодой художник». Чем такой автор отличается от «немолодого»? Насколько эти термины вообще уместны?

Разбираются в вопросе лучшие отечественные арт-представители обозначенного поколения: видеохудожник Антонина Баевер, прославившаяся работой «Социализм во сне» — три видео сна и серия фото, где героиня пытается изменить несправедливый мир.  Кирилл Савченков, интересующийся жизнью субкультур и окраин. Альберт Солдатов, увлекающийся новыми медиа (аудиовизуальные и интерактивные технологии) с культурными отсылками к предшественникам. Евгений Гранильщиков, небезразличный к политическо-социальной среде и исторической памяти.

Арт-подход: связь современного искусства и парфюмерии

Парфюмерное сопровождение:
раз уж речь зашла о молодости — грех не примерить унисекс-композицию . Одеколон с нотами лимона и бергамота сначала легкомысленно взорвется на коже пузырьками газированного лимонада, а потом вдруг как-то очень по-взрослому раскроется задумчивой нарциссовой горечью.

Урс Фишер «Маленький топор»
музей «Гараж»

Арт-подход: связь современного искусства и парфюмерииПересказать современное искусство — это совсем не то же самое, что описать Мону Лизу. Тут нужно знать контекст, читать кураторский текст и принадлежать к масонской ложе. Но бывают счастливые для зрителя исключения. Работы 43-летнего швейцарца Урса Фишера будто созданы для пересказа. Трехметровая яма посреди галереи, целые дома из хлебного мякиша, гнилые препарированные овощи и фрукты, тающие прямо на глазах люди-свечи. Захлебываясь, кричать: «А я такое видел!» — реакция сама собой разумеющаяся.

Следующий уровень — понимание. Тут тоже все как на ладони. Любовь к расчлененке можно интерпретировать как рассуждение о мимолетности жизни. Или ровно наоборот: как обретение новых форм. Фишер — художник с юмором, так что он скорее про второе. Впрочем, свое мнение он никому не навязывает. Поэтому сотню произведений швейцарца в музее «Гараж» предваряют бесчисленные глиняные скульптуры на площади. В их создании может поучаствовать каждый, став, таким образом, соавтором и формы, и содержания.

Арт-подход: связь современного искусства и парфюмерии

Парфюмерное сопровождение:
а вот теперь пора попробовать самый плотский, животный, громче всех вопиющий о телесности аромат . Лаванда, корица, гвоздика, ваниль, уд, кедр и много мускуса — казалось бы, не особо вызывающий набор нот. Как бы не так. Будете терпко и сладко пахнуть распаленной на солнце кожей, бесстыдно обнаженным телом и прочими нескромностями.

«Космос: Рождение новой эры»
Политехнический музей

Арт-подход: связь современного искусства и парфюмерии«Луноход-1», первая космическая собака Лайка, приборная панель пилотируемого модуля, обгоревшая обшивка и тот самый китель Гагарина. Все, что скрыто за загадочной улыбкой первого космонавта и за сухим перечнем дат, можно увидеть на выставке, которую пять лет назад начал готовить лондонский Музей науки. Cosmonauts: Birth of the Space Age — слово «космонавты» взяли в название, чтобы сразу было понятно: речь о русских. Их выставка прогремела прошлой осенью, теперь Политехнический музей привез ее в Москву. Все в духе международного космического сотрудничества: не соревновались за первенство, поменяли название, пересобрали, добавили деталей.

Вместо «звездных войн» и передовиц «Правды» тут — история научных страстей и живых людей: космические корабли, тренировочные аппараты, кисти, которыми рисовал Леонов, эскизы скафандров, кресло, в котором летал космонавт, чайный сервиз, посвященный первому полету. И ответы на вопросы, которые мучили с детства. В чем Валентина Терешкова возвращалась из космоса? В скафандре? В специально сшитом костюме? В спускаемом аппарате «Восток-6»? Все верно. Все перечисленное можно увидеть на выставке. За историко-политический контекст отвечает само пространство: выставка проходит на ВДНХ, в павильоне №1.

Арт-подход: связь современного искусства и парфюмерииПарфюмерное сопровождение:
космос по-Маллевски — это, конечно, аромат . Что только ни чудится в композиции из вроде бы привычных нот сосны, сандала, ладана, гелиотропа, жесмина и фиалки: лекарственно-кровавый запах стерильной операционной, прибитая влагой серая пыль, льющийся на дерево раскаленный металл. А название, между прочим, переводится как «В твоих объятиях».
Интервью
Добавить комментарий