Роман с обманом: мошенничество в сфере онлайн-знакомств

Помимо вируса, как такового, и сопряженных с ним рисков, пандемия Covid-19 принесла с собой и другие угрозы. Из-за мер социального дистанцирования люди оказались в изоляции. Потеряв возможность встречаться с друзьями и близкими, они попытались компенсировать ее за счет виртуального общения, чем активно пользуются мошенники. Дэфид Стюарт (David Stewart), глава глобального подразделения финансовых услуг, противодействия мошенничеству и внутренней безопасности SAS, Уилл Вурхис (Will Voorhees), старший вице-президент по финансовой безопасности банка Truist, и Врен Йорк (Wren York), старший управляющий того же подразделения банка Truist, в рамках SAS Global Forum 2021 представили доклад «Роман с пандемией: мошенничество в сфере романтических отношений во время Covid-19», в котором затронули интересную, и, к сожалению, очень актуальную сейчас тему.

Дефицит общения – почва для мошенничества

Мошенничество в сфере романтических отношений существовало всегда – оно появилось задолго до интернет-эпохи, но сейчас проблема стала особенно острой. По данным, приведенным в докладе, в 2020 году объем преступлений, связанных с виртуальными знакомствами и романтическими отношениями, вырос на 50% по сравнению с 2019 годом и в 4 раза – по сравнению с 2016 годом. Это вполне объяснимо – в дни пандемии дефицит общения только усилился, и мошенники пытаются на этом заработать.

Обмануть потенциальную жертву в сети гораздо проще, чем в реале: можно сфальсифицировать фотографию, формат чата или электронной переписки дает возможность как следует обдумать каждую реплику и каждый шаг, тогда как живая беседа развивается спонтанно, злоумышленника не выдают мимика и язык тела и так далее. Романтические отношения в сети завязываются не только на сайтах знакомств: это могут быть форумы онлайн-игр, чаты по интересам или по месту жительства, соцсети и многое другое. Общение развивается, появляется привязанность, и тут мошенник – если это оказался мошенник – начинает действовать. После того как доверие завоевано, начинаются просьбы. Сначала – мелкие: кинуть небольшую сумму на телефон, купить подарочный сертификат и так далее. Затем покупки становятся все солиднее, а суммы – все больше.

Исследование Стюарта, Вурхиса и Йорка показывает, что жертва зачастую и сама подозревает, что имеет дело с мошенником, но все равно не порывает отношения. Причин тому несколько: во-первых, человеку становится стыдно, что он или она попался на удочку, и поэтому принимается решение вести себя так, будто ничего странного не происходит, а никаких подозрений нет. Во-вторых, одинокий человек всегда надеется, что это все-таки не афера, а настоящие отношения, он не хочет расставаться со своей иллюзорной мечтой, и в итоге запутывается еще сильнее.

Сколько стоит иллюзия?

Как правило, попытка построить онлайн-отношения, если по ту сторону монитора или дисплея оказывается аферист, обходится дорого. В среднем, сообщается в докладе, одна жертва мошенников теряет около 2 500 долларов, но в отдельных случаях это могут быть десятки и сотни тысяч долларов. В общей же сложности в 2020 году «романтическими» аферистами было похищено около 304 млн долларов. Самыми популярными инструментами для получения денег от жертв в 2020 году стали безналичные банковские переводы и подарочные сертификаты. При этом объем средств, попавших к мошенникам посредством сертификатов, в 2020 году вырос на 70% по сравнению с 2019 года.

Бытует стереотип, что жертвами подобных афер чаще всего становятся люди старше сорока – дескать, они плохо ориентируются в интернет-среде, и к тому же на их счету чисто статистически больше неудачных попыток отношений, чем у молодых людей. Однако цифры показывают, что стереотип не соответствует действительности. Действительно, чаще всего жертвами становятся люди от 40 до 69 лет, но при этом самый большой рост в 2020 году по сравнению с 2019 наблюдался среди людей от 20 до 29 лет (более чем вдвое).

Иными словами, поколение молодых людей, которое пользуется сетью и гаджетами чуть ли не с пеленок, так же уязвимо, как и поколение их родителей. И дело тут не столько в сетевых навыках, сколько в умении различить уловки и психологическое манипулирование, а оно зависит не столько от возраста и знания технологий, сколько от личных качеств и опыта. Любопытно также, что больше всего денег в пересчете на одного человека похищают у людей старше 70 лет (в среднем около 9,5 тысяч долларов на жертву).

Банки как линия защиты

Перед банками в свете этих реалий стоит непростая задача. Нередко банк с помощью аналитических инструментов видит, что средства, которые клиент переводит добровольно, с большой долей вероятности отправятся к аферистам. Он стоит перед выбором: заблокировать перевод и вызвать недовольство со стороны клиента или же разрешить транзакцию и при этом поставить клиента под удар, так как средства будут похищены.

Однако авторы доклада подчеркивают, что банки могут и должны противодействовать такому мошенничеству, причем сразу по двум направлениям. Первый предполагает использование аналитических моделей для пресечения подобных финансовых операций на стороне банка, особенно если речь идет о крупных суммах. Чтобы снизить риск ложных срабатываний, необходимо сотрудничество как между подразделениями банка для получения полной информационной картины, так и сотрудничество банков с другими организациями, которые борются с мошенничеством.

Да, бывают случаи, когда клиент начинает возмущаться, потому что его перевод на условные 50 000 долларов, направленный в страну, куда он ранее никогда не посылал денег, заблокирован на стороне банка. Но когда человека просят предоставить дополнительные данные о назначении и адресате перевода, он часто с удивлением обнаруживает, что не располагает достаточной информацией. В итоге получается, что аналитические инструменты, используемые банком и различающие такие мошеннические переводы, спасают клиента и его средства от него же самого.

Второй, не менее важный путь – проводить образовательную работу – то есть предупреждать своих клиентов о подобных рисках. Так, авторы исследования выделили основные черты, по которым можно опознать мошенника.

  1. Аферисты форсируют отношения. Время для них – деньги, и поэтому они стараются как можно быстрее охмурить потенциальную жертву.
  2. Очень часто они представляются служащими вооруженных сил, которые выполняют миссию вдали от дома. Также распространенный вариант – вынужденное пребывание в не самой богатой стране по делам бизнеса.
  3. Если встреча произошла на сайте знакомств, аферист предпочитает поскорее увести жертву на другие каналы, поскольку сервисы знакомств, как правило, используют фильтры чатов и другие механизмы защиты и с их помощью по характерным репликам и поведению могут отследить попытку мошенничества. Проще говоря, аферист почти сразу предлагает перейти в мессенджеры и т.п., потому что «так удобнее».
  4. Говорит, что хотел бы приехать лично, но пока что не имеет такой возможности (здесь срабатывает роль служащего вооруженных сил, волонтера, бизнесмена в командировке и т.п.).
  5. Деньги, как правило, просит на экстренные нужды – это может быть срочная медицинская операция, необходимость оплатить расходы на лечение и т.п. Распространенный вариант – нужны деньги на то, чтобы приехать и познакомиться лично.

Помимо основных признаков мошенничества, авторы также составили памятку, как им противодействовать. Основные рекомендации таковы:

  1. Не спешите развивать отношения, особенно если другая сторона их форсирует. Посоветуйтесь с незаинтересованным человеком, которому вы доверяете – взгляд со стороны нередко помогает трезво взглянуть на ситуацию. Особенно это эффективно на начальном этапе, когда «розовые очки» пока еще не сформировались.
  2. Никогда не переводите деньги своим онлайн-возлюбленным, не покупайте для них подарочные сертификаты. Эти деньги уйдут в никуда и будут украдены. И тем более ни в коем случае не передавайте им данные своих банковских карт.
  3. Если вы все же отправили деньги, как можно скорее обратитесь в свой банк и сообщите о случае мошенничества.
  4. Расскажите о своем опыте на сайте, где вы познакомились с мошенником, чтобы предупредить других пользователей и поставить в известность администрацию.
  5. Обратитесь в правоохранительные органы и профильные организации, борющиеся с таким типом мошенничества.

Бесспорно, в сети пытаются завязать отношения не только мошенники – немало счастливых пар обязаны своим знакомствам всевозможным онлайн-ресурсам. Но важно не забывать, что онлайн таит дополнительные угрозы в силу того, что там легче скрыть истинную личность и истинные намерения. Поэтому главное правило, которое поможет не стать жертвой мошенников – сохранять трезвую голову, не доверять первому встречному незнакомцу или незнакомке, а главное – никому и никогда не сообщать своих платежных данных и не совершать сомнительных переводов.

Интервью
Добавить комментарий