Теймур Джафаров: «Разве может быть конкуренция между совместным приготовлением ужина с женой и походом в ресторан?»

Премьерный веб-сериал «Записки отельера #Гельвеция», который вышел в середине мая в самый разгар пандемии, вошел в 10-ку самых популярных сериалов на одной из крупнейших онлайн-платформ. О новых форматах, вертикальном кино и о том, как развивается кинокомпания Team Films специально для InterviewRussia рассказал ее глава и генеральный продюсер Теймур Джафаров.

Не можем не задать одним из первых вопрос, какие перспективы у кино бизнеса и кинотеатров после пандемии?

Зритель вернется в кинотеатр, он этого хочет. Это некое социальное проведение времени с семьей, друзьями. И то удовольствие, которое получаешь от большого экрана, дома просто невозможно ничем заменить. Такие разговоры периодически поднимались, сначала на заре развития телевидения, потом обсуждали видео магнитофоны как угрозу кинотеатрам…

Сейчас же, говоря про возвращение в кинотеатры – больше речь про политическое и бизнес решения. Так как некоторые кинотеатры могут просто не выжить. Как в нашей стране, так и в мире в целом.

Люди напуганы выходить из дома, даже если уже и нет эпидемии. И вот в таком ключе большой вопрос как они пойдут в кинотеатры, когда пройдут психологический барьер. Слишком мощным было информационное давление.

Что у вас происходило в этот период?

За март, апрель май мы выпустили ряд онлайн проектов. Один из самых громких — «Третьяковка со Шнуром», помогли отснять более 20-ти концертов в прямом эфире. В середине мая в zoom презентовали веб-сериал «Записки отельера #Гельвеция». Говоря про большие проекты, нам не пришлось ничего переносить или останавливать съемочный процесс, так как все было запланировано на август.

Говорят, что онлайн кино театры сделали прорыв за время пандемии…

Это очень спорный прорыв. Как и спорный момент по увеличению аудитории в онлайн-кинотеатрах. С одной стороны, да, в 2, 3 и даже 4 раза выросло количество подписчиков. Но если обратим внимание на бизнес модель, то увидим, что онлайн-платформы пошли по лояльной модели. А это бесплатная подписка или за очень символичные деньги. И на данный момент монетизации как таковой не происходит. Важно понимать, сколько людей останется и будут готовы платить полную стоимость, когда отменят бесплатные опции. И вот только после этого можно будет говорить, что онлайн кинотеатры сделали определенный шаг вперед.

Вы одними из первых стали пробовать новый формат – вертикальный.

Да, команда ОККО первые, кто стал работать и выпускать проекты, сериалы в вертикальном формате в нашей стране такого уровня. Вначале я скептически к этому относился, а Софья Квашилава (ген. продюсер ОККО, — прим. ред) убеждала, что это важно и нужно начать делать. Как бы мы, эдакая взрослая аудитория с кинематографическим взглядом, ни сопротивлялась, а молодежь, которая сидит в «тик токе», привыкла смотреть контент в смартфонах. Новое поколение не пользуется даже уже ноутбуками для просмотра фильмов.

Для себя даже нашел определенный смысл. Во-первых, мы приучаем молодое поколение к качественному контенту с точки зрения драматургии, литературы, многих других вещей. Например, в этом году состоялась премьера трех короткометражек в вертикальном формате: «Копирайтеры», «Облака» и «Сверхчеловек». Три режиссера, три истории, которые затрагивают на всех уровнях основные глубинные вопросы о человеке и про человека. О познании себя. Надеюсь, что подобные проекты будут формировать определенный вкус и становиться следующим шагом после «тик-тока» и других соц. сетей в развитии.

Что за 10 лет как существует ваша кинокомпания, изменилось в целом на российском кинорынке?

Ничего не изменилось. В этом то и большая проблема. Нашу индустрию кино можно критиковать бесконечно. К сожалению, за последние 2-3 года ситуация только ухудшилась.

Прежде была сформирована определенная модель работы с фондом кино, которая вроде начала приводить к каким-то результатам. Дальше произошла замена руководства, новые правила распределения финансирования. А любое изменение правил приводит к определенной стагнации. На мой взгляд, эти правила не начали работать до сих пор, несколько нивелировав предыдущие годы работы фонда. Сейчас новое руководство в министерстве культуры, уверен, будет проделана конструктивная работа…

Фото 2

Что помимо финансов препятствует развитию нашей киноиндустрии?

Ничего кроме финансов нам не мешает развиваться. Деньги — это инструмент. Для того, чтобы получить финансирование нужны еще инструменты, которые должны работать в рамках закона, подзаконных актов и рыночной экономики. Как таковой правильно работающей модели производства отечественного кино, его монетизации и подпадания в кинотеатры, которые до пандемии были загружены американскими фильмами, не существует. К сожалению.

Как вы считаете, сериалы могут создать конкуренцию полнометражным картинам?

Это два разных формата. Разве может быть конкуренция между совместным приготовлением ужина с женой и походом в ресторан? (улыбается)

Какие свои законы существуют для веб-проектов, веб-сериалов?

Мне кажется, у многих сейчас само понятие «веб-проект» ассоциируется с чем-то, что снято быстро, малобюджетно и не особо качественно, в формате роликов для ютуб. Знаете, вообще, это искусственное деление на веб, кино и тв-сериалы. Все очень и очень условно. Вот есть «Доярка из Хатапетовки», а есть сериал «Мажор» на нашем телевидении… как их можно сравнивать между собой? Оба сняты для тв.

Я могу делить сериалы по жанру, по качеству, по хронометражу, молодежный он, комедийный или драмеди…То, что снято для интернет-платформ и называется сейчас с приставкой web, также может транслироваться по тв. Такие примеры есть. И скажу больше, уже ряд наших проектов, сделанных для интернет-платформ, покупает телеканал.

Как удержать внимание зрителей и заставить их погрузиться в проект?

Есть очень хорошая формула: скандалы, интриги, расследования (улыбается). Погрузить зрителя в определенную атмосферу – не выдающееся ноу хау. А вот как без этих трех растиражированных инструментов сделать очень интересный проект – это уже другой и главный вопрос. И каждый раз находишь свой абсолютно новый рецепт. Например, проект «Третьяковка со Шнуром» вызвала определенный резонанс и внимание к себе.

Проект посмотрели даже те, кто никогда не интересовался искусством. Веб- сериал «Записки отельера #Гельеция» вошел в 10-ку самых популярных сериалов за май на одной из крупнейших интернет платформ (в онлайн-кинотеатре «ОККО», — прим. ред). Впервые мы представили новый формат короткометражного сериала хронометражем не более 10 минут. Я всегда говорю, что главный залог успешного проекта – это хороший сценарий и работа профессиональной команды.

Существует ли принципиальная разница в подходах при написании сценария для телевизионного сериала и веб? В отношении героев, истории?

Конечно, существует. Важно понимать на какую аудиторию ты работаешь, какие у нее интересы и уже с этой поправкой создавать сценарий. Так, у телевизионного канала выборка зрителей более обобщенная. Это иногда приводит и к определенным трудностям, так как совсем непростая задача собрать расширенную аудиторию.

В интернете аудитория более целевая. И ты работаешь в более узких рамках. Это в свою очередь приводит к базовому снижению стоимости производства и отражается на качестве контента. Поэтому нам, например, пришлось учесть много моментов, чтобы веб-сериал «Записки отельера» работал на молодежную аудиторию и при этом качество у продукта не пострадало.

Фото 1
Кадр из сериала «Записки отельера»

Некоторым сериалам удается держаться в эфире по несколько лет. Например, наш сериал Воронины запустился в 2009 году. В чем секрет подобных проектов, по –вашему?

Как бы сейчас многие профессионалы ни относились к ситкомам, но это самый сложный жанр. Удачно сделанных сериалов в таком формате — единицы во всем мире. И успех их в том, что найдена та самая золотая середина, тот уникальный баланс ситуационного юмора, игры актеров и технологии съемок. Что и позволяет чуть ли ни ежедневно зрителям возвращаться к экранам и смотреть новые серии. Для развлечения, поднятия настроения. Для кого-то это становится определенным психологическим лекарством, чтобы отвлечься от ежедневных проблем.

А в целом как оцениваете уровень наших сериалов?

За последние 2 года уровень достаточно вырос. Посмотрите работы, которые участвовали в мировых премиях, конкурируя с Netflix. Ряд наших проектов уже в принципе соответствует мировому тренду. Проблема в другом, что мы пока в общем потоке все равно не снимаем как в Америке. Мы и машины строим не как в Германии, да и в космос уже не летаем…как…ну сами понимаете….

Ведь люди, которые работают в киноиндустрии, они все живут среди нас, нашего общего культурного кода. И тут вопрос, на каком мы все уровне сознания, профессионализма, глобального видения и развития находимся. Ну не можем мы накреативить больше, если существуем в определенных рамках финансирования и определенной парадигме мышления.

Говоря о финансировании, оно у нас в десятки, а то и сотни раз меньше, чем у наших западных коллег. Это же вечная проблема, когда говорят, вот иди и построй мерседес за 10 тысяч долларов, когда он в производстве стоит 100 тысяч. Кашу из топора можно сварить только в сказке.

Может ли хороший сценарий или крепкий актерский состав или режиссер с именем гарантировать успех картины?

Гарантировать успех картины может только команда профессионалов. Я всегда привожу пример из своего медицинского прошлого, когда работал врачом-реаниматологом. Каким бы хирург светило ни был, с мировым именем, но если медсестра не прокипятит инструменты, то больной умрет от сепсиса.

Многие очень хотят получить «Пальмовую ветвь» в Каннах, победить в Венеции, в Берлине. А это приносит реальные деньги фильму?

Скорее, это приносит известность, с которой уже намного легче искать финансирование на свои следующие проекты.

Фото 3
Кадр из сериала «Записки отельера»

Многие актеры и сценаристы, продюсеры хотят оказаться в Голливуде. В целом этот рынок закрыт? В какую сторону смотрите вы?

Любой человек может оказаться где угодно, вопрос в целях и задачах. Ничего невозможного нет. Просто в каждой стране существует свои определенные законы, правила, регламенты. Успешному здесь продюсеру в Голливуде придется начинать все с нуля. Или встроиться в уже какие-то процессы. Но в любом случае нужно будет учиться работать, жить, творить по новым правилам. И не каждый готов начать все с нуля.

Можно ли сказать, что страх неудачи и боязнь быть отвергнутым — это сегодня главные препятствие на пути к творчеству?

Нет. Главное препятствие – это нежелание учиться, познавать мир, эйфория от собственного творчества и профессиональная непригодность (улыбается).

Что является для вас толчком в развитии и новом опыте?

Возможность создавать новые проекты с еще большими ресурсами и лучшими специалистами в мире.

Где-то читал статистику, что большинство решений зрителей в кинотеатрах на какой фильм пройти — принимается непосредственно у самой кассы. Что тогда может стать в таком случае определяющим для картины- ее жанр? Комедия, драма, боевик или в целом формат попроще….

К сожалению, в современных реалиях решение зрителя пойти на тот или иной фильм не зависит от качества картины. Определяющим будут скорее рекламные и маркетинговые бюджеты, правильное позиционирование. Непосредственно к уровню картины, как мы понимаем, это имеет совсем небольшое отношение. Куда важнее добиться эмпатии у аудитории и угадывания запроса от нее, что хочет посмотреть.

И пока зритель дойдет до кассы, ему расскажут о новом релизе по тв, на радио, ему попадется информация в интернете, социальных сетях или интервью в журнале. И так в кинотеатре человек оказывается с уже определенном набором информации и неосознанным отношением к тому или иному проекту. Поэтому «касса» лишь дает толчок при финальном выборе.

Являясь ассоциативным продюсером на платформе ОККО, как вы отбираете проекты для аудитории в онлайн?

Всегда нужен баланс, определенная мера. Хотите, назовите это золотым сечением, золотой серединой. Понятно, что аудитория онлайн кинотеатров – она достаточно обширна и разносторонне в своих интересах. Покупая подписку, вы можете расшарить ее еще на 5 устройств. В среднем по стране основными покупателями являются мужчины, которые дают доступ своей семье, детям, маме, супруге.

Работа с контентом начинается с понимания, что среднестатистическая семья в каждом городе отличается. Сделаем мы этот срез в Нижнем Новгороде, Хабаровске или Москве – в каждом городе это будут совершенно разные семьи с разными интересами. Поэтому придумывая или отбирая проекты, ты рассчитываешь для московской целевой аудитории один контент.

Для Хабаровска, условно, готовишь другие проекты. Для Нижнего – еще другие. Мне кажется, в этом и есть определенный кайф, когда любой человек за свои деньги может найти то, что он хочет посмотреть. Где-то подборка оскароносных фильмов будет локомотивом для прихода новой аудитории, других заинтересует доступ к проектам «искусство онлайн», авторскому кино, документальному.

Интервью
Добавить комментарий