Сон пирату не помеха: Мария Лемешева объяснила, почему офлайн и онлайн-кинотеатры не станут конкурентами

Мария Лемешева

16 июля, следуя указу Министерства культуры, российские кинотеатры пробудятся от спячки, вызванной пандемией COVID-19, а в обиходе отечественного кинозрителя вскоре снова будет такой вид досуга, как поход в кино с ведерком попкорна. Главный редактор и редакционный директор журнала «КиноРепортер» Мария Лемешева специально для Interview Russia рассказала о том, как отечественный кинопрокат будет возрождаться после вынужденных каникул и почему последствия пандемии могут больно ударить по пиратам.

Как быстро российская киноиндустрия сможет вернуться в «допандемийное» состояние? Произойдет ли это сразу после открытия кинотеатров? Например, авиаотрасль, по оценкам экспертов, будет возрождаться еще 5–10 лет.

Вполне возможно, что в нашей стране повторится сценарий Германии, где после майского открытия кинотеатров был достигнут лучший послепандемийный результат по сборам среди других стран. Уверена, что и у нас все соскучились по походам в кино и просмотрам кинокартин на большом экране. Но надо учитывать, что даже успех кинотеатров Германии – это успех в кардинально изменившихся реалиях. И лучшие сборы сегодняшнего дня значительно ниже аналогичного периода прошлого года – по сравнению с маем 2019 года, прибыль кинотеатров в Германии снизилась на 47%. В остальных странах Евросоюза, США и Азии потери более весомые.

Полагаю, что Россию ожидает медленный, но верный ренессанс проката. Однако улучшений стоит ожидать не раньше осени – прежде всего из-за перенесенных премьер блокбастеров, которые традиционно формируют выручку кинотеатров. Фантастической картине «Довод» Кристофера Нолана с бюджетом свыше 200 млн долларов в августе выпала честь открывать бал громких релизов. К сентябрю кинопрокат будет набирать привычные обороты: нас ждет новый боевик с Миллой Йовович «Охотник на монстров», байопик об Аль Капоне «Лицо со шрамом», приквел франшизы о шпионской организации Kingsman. В октябре выйдет новый супергеройский фильм про Чудо-женщину. Дальше – больше. На мой взгляд, прокат будет возрождаться по мере наполнения кинотеатров релизами блокбастеров.

Смогут ли онлайн-кинотеатры переманить к себе часть аудитории кинозалов?

Рост популярности онлайн-сервисов уже стал очевиден. Недавно я ознакомилась с исследованием аналитического агентства TelecomDaily, проведенным среди российских пользователей интернета: 32% опрошенных за период изоляции оформили подписку на онлайн-кинотеатры, а после снятия ограничений лишь 20% новых зрителей откажутся от них. Но я бы не стала устраивать соревнования между традиционными кинотеатрами и онлайн-сервисами.

Невозможно заменить атмосферу похода в кинотеатр и просмотра картины на большом экране, я уже не говорю о 3D. Онлайн-сервисы я воспринимаю как еще один хороший способ смотреть кино, и конкурировать они будут совсем не с кинопрокатом. Не зря же глава Netflix Рид Хастингс однажды заявил, что главный конкурент его компании – это сон. Я считаю эту фразу абсолютно оправданной.

Или на пиратском ресурсе…

Вы зрите в корень! Если кинотеатрам и онлайн-платформам и нужно с кем-то соревноваться, то не друг с другом, а с пиратами. Согласно отчету британской аналитической компании MUSO о росте интереса к пиратскому контенту во время изоляции Россия занимает второе место после США по уровню пиратства. Россияне совершили 727 млн кликов на пиратских сайтах, а всего в мире спрос на пиратский киноконтент вырос более чем на 30 процентов.

Борьба с пиратами в России ведется очень давно. В прошлом году впервые в истории было отмечено снижение объема нелегального контента. Но пандемия, к сожалению, внесла свои коррективы в результаты этой борьбы. Вполне возможно, что теперь ее придется начинать заново.

В США посещаемость кинотеатров упала после снятия ограничений. Ждет ли Россию подобная участь?

В Америке особая ситуация: там уровень смертности от коронавируса был гораздо выше, чем у нас, поэтому и страх перед болезнью сильнее. Конечно, знаковым стал пример мультфильма «Тролли. Мировой тур». Сначала картину выпустили в онлайн, где она собрала 100 млн долларов. Затем показы прошли в кинотеатрах: удалось собрать лишь 3,5 млн. Это, безусловно, ценный опыт для всего мирового кинематографа, но необходимо учитывать огромную разницу в развитии кинопроката России и Америки.

У нас определенно будет своя история восстановления индустрии, а какая именно – посмотрим в конце года. Но по-хорошему считать доходы и убытки кинематографа нужно будет 16 июля 2021 года – ровно через год после возобновления работы кинотеатров. Для российского кино сейчас важно, чтобы деньги доходили до правообладателей и происходил здоровый экономический обмен между ними и зрителями: создателям картин, продюсерам и прокатчикам – хлеб, людям – зрелища.

Знаете, у меня много друзей, которые любят смотреть футбол. Так вот там даже до пандемии ситуация с распределением доходов среди каналов распространения контента была гораздо запутаннее. У зрителя есть выбор, где смотреть матч: на стадионе, по бесплатному ТВ, на платной платформе, пиратском сайте или в спортбаре. А еще есть такой нюанс: после окончания игры видеозапись уже не имеет первоначальной ценности. Понятно, что индустрия футбола много зарабатывает на рекламе. Тем не менее перспективы быстрого возмещения убытков, нанесенных пандемией, в этом секторе рынка довольно туманны: сложно предсказать, сможет ли каждый источник трансляций быстро выйти на «допандемийный» уровень.

В нашей стране уже есть пример онлайн-блокбастера: это фантастический триллер «Спутник», который продюсировал Федор Бондарчук. Станет ли релиз этой картины ценным примером для России?

Очень сложно оценивать опыт «Спутника», когда неизвестны доходы фильма от онлайн-проката. Но абсолютно точно создатели картины войдут в историю как первопроходцы. Онлайн-релиз можно называть как угодно: имиджевый ход, эксперимент, дерзость. Для кого-то это лишь единственно возможный способ монетизации в условиях пандемии. Если впоследствии фильм пойдет в кинотеатрах, то будет уже другой разговор. На мой взгляд, «Спутник» входит в число тех фильмов, которые эффектнее смотрятся на большом экране. А значит, дальнейшая судьба его кассовых сборов зависит от решений самих правообладателей.

Вы запустили собственные подкасты о кино, телевидении и стиле жизни. С чем было связано такое решение?

Я давно загорелась желанием вести интересный и широкодоступный блог о киноиндустрии, но не сразу определилась с формой подачи материала. Мне хотелось, чтобы люди могли получать информацию не через экран. Для такой задачи идеально подошел подкастинг. В России, в отличие от западных стран, подкасты только набирают обороты. Думаю, их аудитория будет стремительно расти: подкасты «умеют» создавать ощущение прямого доверительного общения, чего нельзя сказать о других медиа.

Еще мне нравится, что формат аудиоблога предполагает ненавязчивость вкупе с информативностью. Представьте: человек едет в транспорте, совершает пробежку, занимается домашними делами, расслабляется на диване или сидит в кафе и параллельно с этим узнает что-то новое. Но поймите меня правильно: я ни в коем случае не хочу умалить значение других видов контента. Как вы уже поняли, я вообще против конкуренции между каналами потребления медиа, просто сейчас жанр подкаста стал для меня наиболее удобным способом общения с публикой.

Мои подкасты выходят раз в неделю. Все, кому интересно кино и телевидение, могут послушать их на платформах Apple Podcasts, SoundCloud, VK, Anchor и «Яндекс.Музыка».

Вы возглавляете единственный в России глянцевый журнал о кино. Можно ли говорить о феномене такого вида СМИ?

Я считаю, что это «мастхэв» для любой кинодержавы. Но чтобы издавать такой журнал, необходимо удерживать высокую планку качества материалов и профессионализма авторов, дизайнеров, фотографов. «КиноРепортер» ставит цель представить читателю полную и глубоко продуманную картину кинематографа в контексте времени. На мой взгляд, качественный глянцевый журнал о кино, подобно хорошему фильму, должен быть интересен читателям даже через год после выхода. Поэтому мы не только наполняем его интересным содержанием, но и стараемся сделать эстетически привлекательным.

Иными словами, мы стремимся, чтобы каждый номер стал живой классикой, которая будет актуальна и интересна любителям кино и по прошествии времени. У нас есть постоянный штат журналистов, но значительная доля материалов в каждом номере написана приглашенными авторами, каждый из которых мастерски разбирается в отдельно взятой теме. Если мы единственные в стране создаем такое издание, то стоит привлекать лучшие кинематографические умы. Наш подход к созданию журнала уникален не только для киножурналистики, но и в целом для СМИ.

Вам не кажется, что в России слишком много кинематографических премий? Почему «КиноРепортер» решил учредить еще одну премию – «Событие года», лауреаты которой во многих случаях совпадают с «Никой» и «Золотым орлом»?

Церемония нашей премии проводится в декабре, поэтому мы подводим итоги раньше других. Мы награждаем профессионалов в области кино, телевидения и в целом шоу-бизнеса. Это очень сильно отличает нас, к примеру, от «Золотого орла». Кроме того, «Орлов» вручают киноакадемики, а наша премия носит на 100 процентов информативное название, потому что мы награждаем тех, кто приложил руку к самым ярким событиям в шоу-бизнесе за год, покорил публику, поменял ее мышление.

Так, в прошлом году мы не могли оставить без внимания выдающуюся актерскую работу Александра Петрова в триллере «Текст», как и сам фильм Клима Шипенко, а через два месяца Петров и Шипенко получили «Золотых орлов». При этом мы отмечаем не только деятелей кино – например, в 2018 году мы не могли пропустить суперхит Филиппа Киркорова «Цвет настроения синий». Надеюсь, что эпидемиологическая ситуация позволит нам полноценно провести церемонию в декабре этого года.

Вы проводите фестивали российского кино в странах дальнего зарубежья. Насколько наши картины интересны иностранному зрителю?

В Индии мы организовали программу «Дни российского кино» в рамках Индийского международного кинофестиваля (International Film Festival of India, IFFI) и кинофестиваль «Дни российского кино» в Сербии. Я пришла к выводу, что лучшим способом точно передать иностранцам все многообразие и колорит российской культуры может служить язык кино. Для кинозрителей не существует границ и политических противостояний, да и вообще глобальный мир открыт для любого контента – вне зависимости от национальности производителя.

Мы живем в эпоху, когда отношения между творцами и потребителями максимально упрощены. Ведь никого уже не удивляет, что многие российские музыкальные группы популярны в Китае и Европе. Та же ситуация с кино: потенциально оно интересно зрителям из разных стран. Самое главное – правильно его подать. В этом и заключается главная миссия организатора любого международного кинопоказа.

Интервью
Добавить комментарий