Джейн Остин написала всего шесть больших романов, по которым снято около 60 фильмов и сериалов. К выходу в прокат «Любви и дружбы» по первой книге Остин «Леди Сьюзан» называем лучшие картины.
Этот список состоит только из полнометражных фильмов, снятых по произведениям Остин. Поэтому здесь нет байопика «Джейн Остин» (2007) с Энн Хэтэуэй в роли знаменитой писательницы и, например, «Жизнь по Джейн Остин» (2007), снятой по книге Карен Джой Фаулер. Скорее здесь даже мог бы оказаться «Дневник Бриджит Джонс» (2001), в котором многие ситуации и даже целый герой (Дарси!) напрямую отсылают к роману Остин. И да, не удивляйтесь, что тут нет «Гордости и предубеждения и зомби» — это ужасный фильм.
«РАЗУМ И ЧУВСТВА» (1995)
Лучший фильм по классическому британскому роману снят тайваньцем Энгом Ли. Во многом это случилось благодаря блестящей адаптации, сделанной Эммой Томпсон, получившей за сценарий «Оскар» (уникальный случай для актрисы). Томпсон же сыграла практичную Элинор Дэшвуд, а Кейт Уинслет — ее романтичную сестру Марианну. Идеально разыгранная партия по нахождению обедневшим сестрам приличных женихов принесла фильму еще шесть номинаций на «Оскар» и ввела повальную киномоду на Джейн Остин, которая длится по сей день.
Типичная остиновская реплика:
«Люди готовы жить вечно, если им положена ежегодная рента».
«БЕСТОЛКОВЫЕ» (1995)
Лучший фильм о школе, лучшая романтическая комедия и одновременно — лучшая осовремененная адаптация: режиссер Эми Хекерлинг взяла за основу «Эмму» Джейн Остин и перенесла ее в Лос-Анджелес 1990-х. Блондинка Шер (Алисия Сильверстоун) и ее подруга Дайон (Стейси Дэш), «которых назвали в честь популярных в прошлом певиц, теперь подрабатывающих рекламой», берутся повысить уровень популярности подруги, но Шер сама долго отказывается замечать, что вокруг увивается симпатичный Джош (Пол Радд). Сильверстоун и компания не только разыгрывают типичные для Джейн Остин сценки, но и радостно высмеивают жизнь богатого подростка в Калифорнии.
Типичная остиновская реплика:
«Он одевается лучше меня. Что я смогу привнести в наши отношения?»
«ЛЮБОВЬ И ДРУЖБА» (2016)
Режиссер Уит Стиллман снял одну из самых энергичных не только экранизаций Остин, но и вообще костюмных драм, обычно статичных, как картина XIX века. Герои говорят быстро, монтаж избегает длиннот и красивостей — все по делу, совсем как поступки главной героини леди Сьюзан Вернон (Кейт Бекинсейл). Наверное, Остин, написавшая этот роман, названный ею «Леди Сьюзан», когда ей было всего 19 лет, не сочинила более обаятельной злодейки.
Типичная остиновская реплика:
«Все-таки жаль, что вы за него вышли. Слишком стар, чтобы вас слушаться, слишком молод, чтобы умереть».
«НЕВЕСТА И ПРЕДРАССУДКИ» (2004)
Родившаяся в Кении и живущая в Британии Гуриндер Чадха по факту рождения была обречена снимать фильмы о межрасовых недоразумениях. Через два года после ее хита «Играй как Бекхэм» про индианку, сбежавшую от строгих родителей в футбольную команду, режиссер сняла эту болливудскую версию «Гордости и предрассудков», в которой Айшвария Рай влюбляется в залетного американца Мартина Хендерсона. Влюбляется и танцует. Потом снова танцует. Потом еще. И разочек на финальных титрах.
Типичная остиновская реплика:
«Этот танец выглядит так, будто вы одной рукой гладите собаку, а другой — прикручиваете лампочку».
«ГОРДОСТЬ И ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ» (1940)
Гордость и предрассудки особенно мешали счастью героинь Остин, сестер Беннет, в начале 1940-х, когда Голливуд стонал под гнетом цензуры, а женщины в кино и так часто одевались и вели себя как в начале XIX века. Этот фильм примечателен тем, что роман адаптировал знаменитый писатель Олдос Хаксли, а мистера Дарси сыграл самый идеальный англичанин в Голливуде Лоуренс Оливье. Вообще, этот фильм скорее говорит о состоянии нравов 1940-х годов, чем 1810-х. То же самое можно сказать о версии 2005 года с Кирой Найтли, которая затмевает своей манерой игры всех остальных актеров и произносит текст Остин как в рекламном ролике.
Типичная остиновская реплика:
«Тебя ждет нерадостная альтернатива, доченька. Если ты не выйдешь за мистера Коллинза,
твоя мать никогда больше не будет с тобой разговаривать.
А если выйдешь, с тобой никогда не буду разговаривать я».
«ЭММА» (1996)
Голливудская версия, снятая на поднятой англичанами волне интереса к Джейн Остин и для продвижения восходящей звезды Гвинет Пэлтроу, для которой это была практически первая полноценная главная роль. Пэлтроу продвигали как образцовую блондинку из приличной голливудской семьи — кому еще играть благовоспитанную девицу, которая взяла на себя роль сводить совсем не подходящих друг другу знакомых, как не ей. Фильму все же не хватает обаяния «Разума и чувств» и легкости «Бестолковых».
Типичная остиновская реплика:
«Люди, владеющие большими домами, всегда рады познакомиться с людьми, владеющими большими домами».
«МЭНСФИЛД ПАРК» (1999)
Сняв в 1996-м «Эмму», студия Miramax не угомонилась и выпустила в прокат более редко экранизируемый роман Остин, снятый канадкой Патрицией Розема. Бедняжку Фанни Прайс в 10 лет взяли жить к себе богатые родственники, девочка выросла, превратилась во Фрэнсис О’Коннор и стала метаться между дальним родственником Эдмундом (Джонни Ли Миллер) и соседом Генри (Алессандро Нивола). Розема, что понятно, срифмовала нежелание Фанни подчиняться в вопросах брака давлению старших с феминизмом конца XX века.
Типичная остиновская цитата:
«Жизнь — это всего лишь последовательность никчемных мелочей».
ТЕКСТ ГЕННАДИЙ УСТИЯН