Павел Вардишвили — о двухдневном вернисаже нежно любимого народом художника Андрея Бартенева.
Едва открывшийся арт-сезон, как заправский боксер, поражает москвичей, пробивая грудную клетку, ребра и челюсть. Не успев оправиться от персоналок англичанина Аниша Капура и француженки Луиз Буржуа, горожане толпой отправляются на очередное мероприятие — открытие ретроспективной выставки Андрея Бартенева в ММСИ на Гоголевском бульваре, 10.
Вернисаж пришлось проводить дважды: 28 сентября экспозицию смотрели очень и очень-очень важные персоны, 29-го — все остальные неравнодушные к творчеству Бартенева. И те и другие остались более чем довольны.
Масштабную ретроспективу «Скажи: я тебя люблю!» ММСИ, Фонд содействия развитию современного искусства RuArts и сам Бартенев задумали еще полтора года назад. Этого времени хватило, чтобы освободить нужную дату — 50-летие художника, найти спонсоров, отреставрировать старые работы и сделать новую инсталляцию. В кураторы позвали Василия Церетели и Ольгу Свиблову.
ЛЮБИ МЕНЯ. 2009
Левое крыло ММСИ отдали под 1990-е: проект «Снежная королева», выставлявшийся в Третьяковской галерее, Ройал-Фестивал-холле и музее Виктории и Альберта, инсталляция «Ботанический балет» и видеоархив с бартеневскими перформансами. Все вместе так или иначе напоминает о зарождении русского рейва, выглядит ошеломляюще зрелищно, ярко и монструозно в самом лучшем смысле.
В правом крыле не хуже: его заняли крупные инсталляции и кинетические скульптуры 2000-х: «Электрические инопланетяне», Cоnnection Lost. Field of Lonely Hearts, впервые показанная в Русском павильоне на 52-й Венецианской биеннале, звуковая скульптура «Скажи: я люблю тебя!» (2005) из коллекции ММСИ. Специально к выставке Бартенев восстановил работу The SunPool (2009) из коллекции режиссера Роберта Уилсона, а также инсталляцию «Люби меня».
На июль и август один из корпусов музея стал открытой мастерской художника, где посетители могли следить за подготовкой и реставрацией этих работ. Новая работа «Облепиха» была создана при помощи компании Capital Group, а сотни шаров на ней специально отливались в мастерской «Дымов керамика». Во втором корпусе здания — продолжение осмотра, спецпроект «Андрей Бартенев. Фабрика», посвященный его влиянию на молодых российских художников и иллюстраторов. Куратор проекта и главная ученица Бартенева, художница Саша Фролова не просто собрала огромное количество талантливых работ, а, скорее, представила срез поколения воспитанников Бартенева.
АНДРЕЙ БАРТЕНЕВ
На первый день вернисажа позвали три сотни гостей: друзей художника, организаторов и коммерческих партнеров выставки. Приглашенных баловали дорогим французским шампанским Lanson, возможностью посмотреть выставку в щадящем режиме, спокойно сделать селфи на фоне инопланетян и подслушать разговоры гостей. «Если их отлить из гальванизированного металла, получится не хуже, чем у Кунса», — комментировал многочисленных бартеневских неваляшек предприниматель Шалва Бреус.
«Хочется все их съесть», — смеялась галерист Нина Гомиашвили, глядя на «Облепиху» с сотней «ягод». «Это не работ мало, а стен. Негде разгуляться», — отвечал продюсер Михаил Друян на мое замечание о том, что хотелось бы еще больше бартеневского сумасбродства. «Лучшее тут, что все мы в какой-то момент встречались у Бартенева на кухне», — оглядывался по сторонам журналист Геннадий Устиян.
На следующий день вместо ожидаемых двух тысяч вернисаж посетили три, что повергло сотрудников ММСИ в легкий ужас, но доказало безмерную и всенародную любовь к Бартеневу. И хоть художник часто признается, что старость обязательно встретит в тихой Европе, так сильно, как здесь, его любить нигде уже не будут. Для рядового зрителя, сюда же, на Гоголевский, 10, приходившего на предыдущие огромные ретроспективы — Айдан Салаховой и Влада Мамышева-Монро, — эта новая выставка «Скажи: я тебя люблю!» — еще один шанс рассмотреть в разрезе всю важность, уникальность и крутость российских современных художников.
ТЕКСТ ПАВЕЛ ВАРДИШВИЛИ