Акция “рисуем вместе” в пушкинском музее

1

Надо признать, мы ужасно избалованы современной культурой чрезмерного. Если уж праздник — непременно трехдневная гульба, пантагрюэлевские бюджеты и этот обязательный «привоз».

«Кого везут?» — накануне дня рождения ГМИИ им. Пушкина спросила подруга в фейсбуке. Как будто, раз уж такой повод, непременно следует порадовать скучающего горожанина каким-нибудь не виденным ранее Ван Гогом. Да еще бы под какой-нибудь сет!

В этом плане Марина Лошак поступила с недавно врученным ей в ведение детищем почти по-матерински, как она сама заметила, «по-семейному, по-домашнему, без каких-либо декларативных усилий», и предложила всем друзьям музея достаточно академичное, по-европейски элегантное развлечение — вспомнить, что такое планшет, карандаш и рисование с натуры.

Акция «Рисуем вместе» предполагала, что за стоимость входного билета вас экипируют, как студента художественного вуза, предложат устроиться в любом зале музея и… в общем-то, все. Рассказать вроде бы и нечего, а задумка тем временем великолепная. В большой музей ведь ходишь, как правило, по делу. К конкретному полотну, а еще чаще на тот самый привоз: вот, итальянцев подвезли, а через месяц вся Москва стоит в очереди на Пикассо и так далее. Взять же планшет, карандаш и выбрать любое место для творчества — такая постановка вопроса превращает день в квест, а чуждое пространство — в оживающий лабиринт.

Приветливые сотрудницы музея на каждом углу рассказывали о возможностях, а их было много: в акции участвовали сразу все площадки музея, от дворика главного здания до галереи искусств стран Европы и Америки. «А в Музее личных коллекций — натурщицы», — заговорщицки сообщает мне улыбчивая девушка у центрального входа. А в Греческом зале — архитектор Александр Бродский, а вот по лестнице спускается актриса Татьяна Друбич. Есть на что посмотреть, тем более что каждый второй — за работой, и это завораживает. Я вот с полчаса не могла сдвинуться с места, наблюдая, как незнакомая мне студентка подлаживала мольберт под свой холст.

Вообще говоря, в любом европейском музее группы студентов с блокнотами и карандашами — картина настолько привычная, что уже является органичной частью жизни любого Прадо или Гуггенхайма. Музей «у них» давно является местом силы в том смысле, что успешно выполняет и образовательные, и светские, и, естественно, консервационные задачи. Эффектные открытия в Пушкинском за последние пару лет уже вызвали сравнения с MET (вспомните грандиозную выставку Dior), теперь пришло время напомнить, что важный московский музей — это, кроме прочего, пространство «со-творения».

В прошедшую субботу такое коллективное творение имело и вполне буквальный смысл, поддержать это начинание пришли друзья музея и лично Марины Лошак: упомянутый уже Александр Бродский, художники Виноградов и Дубосарский, совладелец галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин, группа AES+F, художник Леонид Тишков.

«Нам важно было создать довольно камерную историю. Вот, например, наш любимый гардеробщик сидит с планшетом в Музее личных коллекций на одной скамейке с художницей Ирой Затуловской. Это по-хорошему идеальная ситуация, которая мне напоминает мои ощущения от любимого города Марракеша, где на главной площади стоит огромный стол, за которым сидят все, кто бы ни приехал в этот город», — объясняет директор музея.

Неожиданно реагирую в духе московской кабацкой демагогии: «В общем-то, пространство идеальной демократии, да? Кто бы мог подумать — в музее». — «Именно в музее!» — хитро улыбается Марина Девовна.

Играть в демократию планируют регулярно — как минимум три раза в год.

ТЕКСТ ЕЛЕНА ЗАМЯТИНА

Interview
Interview
Оцените автора
Интервью
Добавить комментарий