5 лучших спектаклей августа

1
Возьмите за правило раз в месяц ходить в театр. Какие спектакли обязательны к просмотру в августе — в нашем традиционном обзоре.

«НЕЯВНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ»
ТЕАТР.DOC

Самый любопытный театральный эксперимент лета. Автор «Молчания на заданную тему» (актер и зрители — буквально — молчат текст «Гамлета») Всеволод Лисовский придумал спектакль-бродилку с философским подтекстом. Жанр обозначил как «вождение обезьяны», лозунгом сделал фразу «Кто угодно может воздействовать на что угодно, находясь где угодно».

Участники проекта встречаются в городе и отправляются куда глаза глядят. Могут оказаться в торговом центре, заброшенном доме, в кабинках общественного туалета или вагоне метро. Участники-актеры при этом вооружены вызубренными наизусть текстами Платона, Канта, Гегеля и даже Сорокина. А заодно могут озвучить собственные рассуждения о бренности бытия, эпизоды из сексуальной, производственной и другой жизни.

Но только благодаря участникам-зрителям они узнают, какие фрагменты, пластические импровизации и в каком порядке им нужно исполнить. Конечная цель не известна никому. Есть ли во всем этом смысл? Приходится верить на слово тем, кто уже попробовал и уверяет, что «это круто и только для смелых».

«ТВОЯ_ИГРА»
ТЕАТРАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ONTROEREND GOED (БЕЛЬГИЯ) И ИМПРЕСАРИО ФЕДОР ЕЛЮТИН

Еще один спектакль необычного формата от продюсера, подарившего нам Remote Moscow. На этот раз Елютин призвал на помощь бельгийцев и вместе с ними сделал еще один новаторский спектакль, похожий на сеанс у психоаналитика. Все происходит в крохотном и специально сконструированном лабиринте в универмаге «Цветной».

Выход из лабиринта искать не нужно, задача — найти выход из тупика внутри себя. Какие задания придется выполнять, заранее говорить нельзя, но ничего такого, что было бы не под силу взрослому человеку.

В финале вы сможете ответить на вопрос, каким вас видят окружающие и согласно ли ваше внутренне «я» с тем, как вы себя позиционируете. Главное, как пишет The Guardian, «будьте собой и не ковыряйте в носу, когда, как вы думаете, на вас никто не смотрит».

OPUS № 7
ШКОЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Один из самых красивых и загадочных спектаклей режиссера-художника Дмитрия Крымова. В нем две взаимоисключающие друг друга части. В первой на сцене героем становится еврейский народ, во второй — Дмитрий Шостакович. Никакого четкого сюжета, но посыл ясен: все мы исчезнем, как бы плохо или хорошо ни жили. Всех захватит библейский вихрь и унесет в небытие.

Вихрь на подмостках тоже случается, заметая зрителей обрывками бумажек напополам с осенними листьями. Во второй части Родине (на сцене — гигантская трехметровая кукла с косой) отчаянно пытается противостоять маленький Чарли Чаплин — Дмитрий Шостакович.

Его попытки выжить в страшном режиме заканчиваются битвой жестяных роялей и орденом Ленина, булавка от которого насквозь протыкает тщедушное тельце. От визуальных образов и пространственных метаморфоз в этом печальном спектакле-аттракционе захватывает дух. Этот спектакль — эмоциональный удар и настоящее удовольствие для театральных гурманов.

К слову, Opus — обладатель «Золотой маски» в номинации «Эксперимент».

19.14
МХТ ИМ. ЧЕХОВА

Эффектное музыкальное шоу об ужасах Первой мировой — режиссерский дебют актера МХТ им. Чехова Александра Молочникова, успевший понравиться не только публике, но и критикам: спектакль вошел в лонг-лист «Золотой маски». Зрители — за столиками, конферансье — на сцене. Смысл зрелищного и жутковатого аттракциона — показать, как война деформирует личность, сколько восторгов вызывает она вначале (в основе диалогов — предвоенные письма немецких и французских солдат) и сколько ужасов — в конце.

Мировая катастрофа близко: стоит только протянуть руку в жесте, приветствующем любой из режимов. Перед ошарашенным веселенькой подачей темы зрителем — скетчи на тему газовой атаки, футбола в перерывах между сражениями и боевого патриотизма. Потом их сменяют злые острые зонги (стихи — Дмитрий Быков). Спектакль бодрит: давно зрителю не подносили зеркало, в котором так явственно заметен всеобщий гибельный восторг. Мир сходит с ума весело. И, к сожалению, неотвратимо.

«ВИШНЕВЫЙ САД»
ТЕАТР ИМ. МОССОВЕТА

Добротный спектакль для тех, кто придерживается традиций во всем, завершает чеховскую трилогию Андрея Кончаловского. Мэтр уже поставил здесь «Дядю Ваню» и «Трех сестер». И их тоже можно смело рекомендовать для похода в театр с дальними родственниками или мамой. Текст пьесы дан без купюр, никаких концепций и головоломных трактовок не предложено.

Главные козыри спектакля — безупречные актерские работы (чего стоит только Александр Домогаров в неожиданном для себя образе обрюзгшего увальня Гаева или харизматичный Виталий Кищенко — Лопахин), фантастической красоты костюмы и небанальная сценография. Актеры играют на подвижной платформе (на нее водружена мебель начала века), на экране-заднике мелькают тени вишневых деревьев и цитаты из чеховских писем.

При всей своей традиционности спектакль смотрится на одном дыхании. Есть в нем особая и необъяснимая магнетическая красота. Для августовского вечера — в самый раз.

ФОТО: ЕКАТЕРИНА ЦВЕТКОВА, НАТАЛИЯ ЧЕБАН, СЕРГЕЙ ПЕТРОВ

ТЕКСТ НАТАЛЬЯ ВИТВИЦКАЯ
Interview
Interview
Оцените автора
Интервью
Добавить комментарий