Ароматы от А до Я: Словарь начинающего парфманьяка

 


АНФЛЕРАЖ
(фр. enfleurage)

— способ извлечения душистых веществ из природных материалов, основанный на экстракции твердым жиром (например, салом). Этот метод подробно описан в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер» и заключается в том, что на тонком слое жира размещают сырье (например, соцветия жасмина или туберозы), выдерживают, после чего заменяют сырье на новое вплоть до насыщения жирового слоя душистыми веществами. Полученный жировой слой (помаду) экстрагируют этиловым спиртом, полученный спиртовой раствор упаривают. Сейчас метод практически не используется по причине трудоемкости и дороговизны.


БЛОТТЕР

(англ. blotter— промокашка)

 

— тестовая полоска бумаги, с помощью которой нюхают ароматные материалы. Парфюмеры используют длинные узкие полоски из плотной непроклеенной хорошо впитывающей бумаги. Практически всегда такие блоттеры имеют сужающуюся форму, чтобы их было удобно макать в емкости с узким горлом и не наносить при этом слишком много материала. Блоттеры в магазинах могут иметь произвольную форму — аромат на них, как правило, разбрызгивают.


ВЕТИВЕР

— растение семейства злаковых родом из Индии, культивируется в разных частях планеты ради эфирного масла, популярного в парфюмерии. Ветиверовое масло имеет сложный сладковатый древесно-землистый запах, но в зависимости от места производства в нем могут преобладать оттенки грейпфрута, ревеня, розы, жареного арахиса или дыма. Ветивер — близкий родственник других ароматных растений семейства злаков (мятликовых), из которых получают эфирные масла (лимонное сорго, цитронелла, пальмароза).

 

  


ГЕРЛЕН 

(Guerlain)

— один из старейших французских парфюмерных домов, основан в 1828 году. За время существования дом выпустил более 300 ароматов, многие из которых по праву считаются шедеврами парфюмерного искусства. Классические ароматы часто становятся объектом коллекционирования. С 1994 года компания принадлежит корпорации LVMH.

 


ДИОРИССИМО
(Diorissimo)

 — моноаромат ландыша, выпущенный домом Dior в 1955 году и созданный гениальным парфюмером Эдмоном Рудницка. На момент появления сильно выделялся на фоне большинства сладких тяжеловесных запахов того времени за счет своей легкости, прозрачности и простоты. Ландышевый аккорд Diorissimo построен на основе синтетического соединения гидроксицитронеллаль. Сейчас применение этого вещества в парфюмерии ограничено, поскольку в больших концентрациях оно может вызвать сенсибилизацию.



ETAT  LIBRE D’ORANGE

(фр.«Оранжевое cвободное государство»)

 — скандальная французская марка нишевой парфюмерии, известная эпатажными ароматами с хулиганскими названиями. Один из них — Sécrétions Magnifiques («Великолепные выделения») — многие критики называют самым провокационным и неординарным: его автор парфюмер Антуан Ли создал композицию на базе аккордов пота, слюны, спермы, крови и молока.

 


ЖАСМИН

— один из самых главных цветов в парфюмерии. Натуральные аромаматериалы получают из двух видов жасмина — крупноцветкового, или грандифлорума, и жасмина самбак. Абсолют жасмина, несмотря на весьма высокую стоимость (15 тысяч долларов за килограмм), имеют в своем составе очень многие классические и современные ароматы: например, оригинальная формула Chanel № 5 содержала около 4%, а Robert Piguet Visa — целых 7%. Ключевые компоненты абсолюта жасмина химики смогли установить более 100 лет назад. Однако многие минорные компоненты, которые тем не менее оказывают сильное влияние на результирующий запах жасмина, открыли только во второй половине ХХ века. Производное одного из таких соединений, метилдигидрожасмонат, или гедион, обладает удивительно красивым, прозрачным ароматом жасмина с оттенками зелени, цитрусов и тропических фруктов. Впервые его использовали в аромате Dior Eau Sauvage, а сейчас без этого соединения не обходится практически ни одна коммерческая композиция. Часто жасмином ошибочно называют чубушник, повсеместно распространенное в наших широтах растение семейства гортензиевых.‬


 


Z-11 

(amberketal)

— вещество с очень интенсивным сухим древесно-амбровым запахом, вызывающее специфический эффект раздражения тройничного нерва. Открыто химиком Оскаром Егером в 1954 году. В большом количестве содержится в ароматах Cacharel Anaїs Anaїs (1978), Boss (1998), D&G Light Blue (2001).


ИОНОНЫ

— вещества, придающие характерный аромат цветам фиалки и корню ириса. В конце XIX века существовало производство абсолюта цветов фиалки, для получения одного килограмма этого материала требовалось около 33 тонн собранных вручную цветов. А килограмм абсолюта фиалки стоил 82 500 немецких золотых марок — примерно 65 миллионов (!) рублей на курс золота начала октября 2015 года. С появлением в начале XX века синтетических иононов производство натурального абсолюта фиалки практически прекратилось. Иононы и их синтетические аналоги метилиононы — важный компонент многих современных ароматов.

 


КУМАРИН

— одно из первых синтетических соединений, появившихся в палитре парфюмеров. Впервые кумарин в чистом виде выделили из абсолюта бобов тонка в 1820 году, 1868-м получили путем химического синтеза, а в 1877-м наладили промышленное производство. Кумарин обладает сладковатым миндально-ванильным запахом. Первым ароматом, содержащим это вещество, считается Houbigant Fougère Royale (1882), и в настоящее время кумарин является частью примерно 90% современных ароматов. Также его часто используют для ароматизации курительного табака.

 


ЛАДАН— смола ладанного дерева, растения семейства бурзеровых. Одно из самых древних душистых веществ, на протяжении нескольких тысячелетий используется для воскуривания в религиозных обрядах. Установлено, что компоненты ладана обладают антисептическим действием и даже являются легким антидепрессантом. В парфюмерии используется эфирное масло ладана, резиноид (абсолют) и CO2-экстракт. Определенную моду на ладанные композиции ввела компания Сomme des Garçons, в 2002 году выпустившая линию Series 3 Incense из пяти ароматов, посвященных мировым религиям.

 


МУСКУС

— пахучая субстанция, вырабатываемся взрослыми самцами оленя кабарги при помощи специальной железы. С древних времен используется как лекарство и ароматическое средство, незаменимый в парфюмерии ингредиент благодаря своему сложному, глубокому теплому анималистическому запаху, а также способности фиксировать и облагораживать парфюмерную композицию. Первые синтетические вещества с запахом мускуса были известны еще в конце XIX века, на данный момент существует пять классов таких соединений с совершенно разным строением. Самые популярные — полициклические мускусы, в частности галаксолид и тоналид, на чью долю приходится около 95% производства (эти вещества незаменимы в отдушках для стиральных порошков, ополаскивателей и т. п.). Уже в середине ХХ века натуральный мускус практически не встречался в парфюмерных композициях, а после принятия в 1979 году международной конвенции об охране редких животных (CITES) применение натурального мускуса стало незаконным.

 


НАТУРАЛЬНАЯ ПАРФЮМЕРИЯ— разновидность парфюмерии, при создании которой используются только материалы природного происхождения: эфирные масла, абсолюты, тинктуры. Подобные ароматы практически всегда производятся кустарно и очень небольшим тиражом. Первые синтетические парфюмерные ингредиенты появились еще во второй половине XIX века, и сегодня почти невозможно найти коммерческий аромат, не содержащий синтетических компонентов.

 


ОДЕКОЛОН

(фр. Eau de Cologne — «Кельнская вода»)

 

 — один из первых известных парфюмерных продуктов на спиртовой основе, созданный в начале XVIII века итальянцем Йоганном (Джованни) Марией Фариной. В состав одеколона входили эфирные масла цитрусовых и пряных трав. Он служил универсальным гигиеническим средством и даже употреблялся внутрь в качестве крепкого алкогольного напитка. Сейчас одеколонами часто называют также парфюмерные продукты с невысоким (2–5%) содержанием душистых веществ.

 


ПАЧУЛИ

 

— тропическое растение семейства яснотковых, их запах стал популярен в Европе в начале XIX века. В то время индийские торговцы перекладывали кашемировые шали высушенными листьями пачулей, чтобы уберечь драгоценный товар от моли. В конце XIX столетия мода на Восток прошла, и на некоторое время запах пачулей даже стал признаком дурного вкуса. Однако в 1960-е на волне движения хиппи и возрождения ориентализма мода на пачули вернулась. Сейчас этот запах — один из немногих, которые практически невозможно воспроизвести при помощи доступных синтетических ингредиентов. Существует бесчисленное количество ароматов, называющихся «пачули», например Reminiscence Patchouli, культовый аромат 1970 года, в состав которого входит целых 65% эфирного масла. Даже ароматы, в названии которых пачули напрямую не упоминаются, могут содержать довольно много масла: например, в Serge Lutens Borneo 1834, который создал в 2005-м выдающийся парфюмер Кристофер Шелдрейк, их 57%.

 


РУЖИЧКА,

ЛЕОПОЛЬД
(ЛАВОСЛАВ)

— швейцарский химик-органик хорватского происхождения. Долгое время занимался исследованием химии душистых веществ, установлением их структуры и разработкой методов синтеза. Он установил структуру ирона (запах корней ириса), фарнезола (запах ландыша), исследовал природные вещества с ароматом амбры, терпены (основные компоненты многих эфирных масел, смол и бальзамов). За открытие, неразрывно связанное с исследованием природных веществ с мускусным запахом, Ружичке в 1939-м присудили Нобелевскую премию по химии.



СВЕРХКРИТИЧЕСКАЯ ЭКСТРАКЦИЯ

(СК-экстракция, или SFE-technology)

 

— экстракция при помощи газа, находящегося в сверхкритическом состоянии (при температуре и давлении выше критической точки). Относительно новый метод извлечения душистых веществ из природных материалов, начал разрабатываться в 1970-х. Чаще всего используется сверхкритический углекислый газ по причине свой доступности, безопасности и хорошей растворяющей способности. Полученные при такой процедуре вещества обычно называют CO2-экстрактами. Сверхкритическая экстракция — щадящий процесс, он происходит при низких температурах и не требует применения агрессивных реагентов (углекислый газ не вступает в реакции с душистыми веществами). Поэтому CO2-экстракты в сравнении с абсолютами и эфирными маслами, как правило, имеют более натуралистичный свежий естественный аромат.

 


ТЕСТЕР

— демонстрационный флакон, используется в магазинах для знакомства с ароматом. Тестеры не предназначены для продажи (об этом сообщает надпись на этикетке), часто имеют упрощенное оформление (могут быть даже без крышки) и техническую непритязательную упаковку. Однако в некоторых интернет-магазинах тестеры можно приобрести, их цена несколько ниже. И да, в тестерах всегда точно та же жидкость, что и в обычных флаконах.

 


γ-УНДЕКАЛАКТОН 

(он же «альдегид С14»)

— душистое вещество, синтезировано более 100 лет назад и по сей день активно используется в парфюмерии благодаря теплому бархатному запаху с характерными лактонными тонами (жирными, сливочными, кокосовыми) и специфическому нюансу, напоминающему аромат кожицы персика, нагретого на солнце. Название «альдегид С14» ундекалактону дали поставщики парфюмерных материалов, чтобы удовлетворить потребности парфюмеров того времени в новых «альдегидах» и сознательно ввести в заблуждение возможных конкурентов (с химической точки зрения γ-ундекалактон и не альдегид, и не С14). Именно содержание γ-ундекалактона придает теплый персиковый тон культовому Guerlain Mitsouko. Важную роль это вещество играет и во многих современных ароматах, например в бестселлере Lanvin Eclat d’Arpege (2006)

 


ФУЖЕР

(фр. fougère — папоротник)

 

— один из главных жанров современной парфюмерии. Родоначальником и прародителем фужерных ароматов считается Houbigant Fougère Royale, созданный в 1882 году парфюмером Полем Парке. Семь лет спустя появился еще один классический фужер — Guerlain Jicky. Фужерная структура включает верхние ноты лаванды, цветочные ноты сердца (чаще всего герань) в сочетании с салицилатами и базу на основе кумарина и дубового мха, поддержанную другими древесными (ветивер, пачули) и анималистическими нотами. В современных фужерах часто присутствует дигидромирценол (имеет характерный сладковатый цитрусово-лавандовый запах с металлическими, фруктовыми, шалфейными нюансами). Впервые большое количество этого вещества использовали в аромате Davidoff Cool Water. Формально большинство фужерных ароматов считаются мужскими.

 


ХРОМАТОГРАФИЯ

 

— метод разделения смеси веществ, основанный на различной скорости их перемещения через колонку с сорбентом. В парфюмерии под хроматографом часто подразумевают специфический дорогостоящий прибор (хроматомасс-спектрометр, хромасс, GC/MS), разделяющий и анализирующий смеси душистых веществ. С его помощью изучают состав готовых парфюмерных композиций (обратный инжиниринг), природных душистых материалов (например, на предмет фальсификации), аромата живых цветов, помещений (технологии headspace, living flower). Хроматография очень упрощает процесс воссоздания забытых, потерянных ароматов прошлого. Плюс она позволяет создавать гиперреалистичные ароматы-голограммы, то, что невозможно создать силами натуральных компонентов.

 


ЦИБЕТИН,
ЦИБЕТ

 

— пахучие выделения хищных млекопитающих виверр, используемые ими для пометки территории и привлечения самок. В чистом виде имеет сильный малоприятный фекальный запах, но в микроколичествах придает парфюмерной композиции яркость, глубину и красивый медово-животный нюанс. По ряду понятных экономических и этических причин натуральный цибетин в настоящее время почти не используется, его заменяют парфюмерные базы на основе синтетических ингредиентов. Также виверры и цибетин ответственны за характерный аромат экзотического сорта кофе «копи лювак».

 


ЧАМПАКА

 

— растение семейства магнолиевых, из которого получают эфирное масло, СО2-экстракт и ценный абсолют с цветочным запахом, в котором присутствуют свежие зеленые нюансы, оттенки сухого чая, иланг-иланга, цветов гвоздики, цветов апельсина и гваякового дерева.

 


ШЁН, ГЕЗА

 

— современный талантливый парфюмер, автор многих ароматов для нишевых брендов Biehl Parfumkunstwerke, Clive Christian, Ormonde Jayne. Однако большинству он известен в первую очередь как создатель марки Escentric Molecules, в рамках которой под видом ароматической композиции реализуются отдельные синтетические аромаматериалы (Iso E Super, амброксан, ветиверилацетат). Идея не новая, подобное уже было в парфюмерной практике: в 2001-м марка Helmut Lang выпустила аромат Velviona на основе единственного вещества — синтетического мускуса вельвион.



ЭТИЛМАЛЬТОЛ 

(veltol plus)

 

— вещество с запахом карамели и сладкой ваты, синтезированное химиками компании Pfizer в 1960-м. Аромат Thierry Mugler Angel, содержащий беспрецедентное количество этилмальтола, породил в 1992 году тренд на кондитерские гурманские композиции. Сейчас у этого жанра новый виток популярности, и этилмальтола проник даже во многие мужские ароматы.

 


ЮЗУ

— цитрус, похожий на маленький грейпфрут с неровной кожицей. Аромат юзу — тренд в современной парфюмерии, особенно мужской. Несмотря на то что существует натуральное эфирное масло юзу, его парфюмерное воплощение обычно представляет собой смесь других цитрусовых масел (чаще всего лимона и бергамота) с синтетическими зелеными травяными одорантами.

 

 


ЯБЛОКО

 

— аромат яблока обусловлен сложными эфирами (среди них бензилацетат, гексилацетат, амилацетат), спиртами, в том числе непредельными, альдегидами и некоторыми другими соединениями. В основной массе это легколетучие соединения с очень интенсивным запахом, они содержатся в яблоках в следовых количествах, что делает крайне затруднительным выделение ароматных материалов из яблок классическими методами (экстракция, дистилляция). К счастью, многие из перечисленных веществ легко получить путем химического синтеза, поэтому для воссоздания аромата яблока парфюмеры используют синтетические материалы. Все вышесказанное справедливо по отношению практически ко всем фруктам и многим цветам (не существует натуральных эфирных масел из цветов гвоздики, сирени, фрезии, ландыша, черемухи, липового цвета, цикламена, лилии, гелиотропа, гиацинта и подавляющего большинства других цветов). Также синтетические ингредиенты необходимы для создания запаха зелени и травы, свежей воды, озона. В настоящее время синтетические ингредиенты заменяют парфюмерные материалы животного происхождения (см. Мускус).


 

Интервью
Добавить комментарий