Почти любой бизнес очень остро реагирует на малейшие проявления кризиса, а в меняющихся не в лучшую сторону условиях неизбежно приходится пересматривать свои подходы ко всем аспектам ведения коммерческой деятельности, включая ее маркетинговую составляющую. Прежде чем думать, какой должна быть реклама продукции или компании в такие периоды, и нужно ли ее менять, стоит разобраться в причинно-следственных связях, которые «переносят» кризис на компанию.
Популярное выражение «кризис – в головах» справедливо, и благодаря этому утверждению бизнесменам легче понять природу кризисных явлений, затрагивающих их собственный бизнес. Продажи падают по причине низкого спроса, а спрос резко становится низким не из-за нехватки денег у потребителя. В первую очередь, покупатели ограничивают свои траты из-за страха перед неопределенным будущим, ведь «кругом бушует кризис». Вот о таком состоянии своих потенциальных, а особенно – постоянных клиентов необходимо помнить при проработке «антикризисной» маркетинговой программы.
Неблагоприятная экономическая ситуация – это не повод идти на необдуманные траты и проводить ребрендинг или запускать рекламу новых продуктов. Это также не тот случай, когда нужно пытаться воспользоваться моментом, чтобы получить некую сиюминутную выгоду, тем более, жертвуя репутацией компании. Наконец, в условиях кризиса нужно понимать тревожные ожидания своих клиентов и не ухудшать ситуацию своими паническими решениями, например, проведением тотальных распродаж.
Поведение компании в кризисной ситуации должно быть достойным, что обязательно оценят потребители. Независимо от вида рекламируемого товара или услуги любые предложения должны смотреться уместно, предсказуемо, последовательно и обоснованно. Очень важно сохранить доверие своего клиента и не быть при этом чрезмерно назойливым. «Антикризисная» реклама не должна «играть» на панических чувствах клиента, ведь впоследствии рекламируемый бренд может вызывать у него не самые лучшие ассоциации.
Куда более эффективным в условиях кризиса продвижением своего продукта станет некое соучастие, как и демонстрация спокойствия и уверенности. Все потому, что любой бизнес может пострадать от кризиса, даже при условии, что его собственники сделали все правильно. Компания, вынужденная свернуть деятельность из-за сложной ситуации, но сохранившая свое лицо, всегда получит второй шанс. Он будет предоставлен тогда, когда произойдет неизбежное: любой кризис однажды заканчивается!