Этим летом мне не удалось выбраться ни на один из крупных европейских музыкальных фестивалей. Идеальный лайнап на Primavera, сумасшедший наркотический Melt и жаркий Exit прошли мимо меня. А лето, между прочим, без посещенного музыкального фестиваля не засчитывается как хорошо проведенное. Поэтому, увидев лайнап Flow, я поняла, что это мой последний шанс. В итоге фестиваль превзошел все ожидания, и я хочу рассказать почему.

ГОРОД

Хельсинки — удивительный город. Количество музыкальных событий, происходящих здесь, удивит любого искушенного столичного жителя. Бесконечные фестивали, концерты зарубежных и местных групп (у меня сложилось впечатление, что каждый второй житель Хельсинки играет в музыкальной группе), отсутствие стен, не заклеенных афишами. Они висят даже в продуктовых магазинах и аптеках (афиша дэт-метал-группы в обычной аптеке, почему бы и нет?) Хельсинки вообще очень идут контрасты, в этом городе они смотрятся абсолютно органично. Чего только стоили прошлые выходные — тут и Flow, и международная выставка собак, и дружеский матч «Барселоны» и местной футбольной команды. А еще в субботу финские панки устроили неожиданный и несанкционированный панк-фестиваль в центре города и перегородили пару центральных улиц. То есть картина, когда обычная молодежь пьет пиво в баре, где за соседним столиком сидят два человека с шестью собаками, а в баре напротив кто-то в форме болельщика выпивает с местными панками, абсолютно нормальна.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ФЕСТИВАЛЯ

Фестиваль проходит в исторической части Хельсинки, в Сувилахти — на территории вышедшей из эксплуатации ТЭС. Из центра города можно дойти пешком всего за 15 минут. Я не знаю декорациий для музыкального фестиваля лучше, чем заброшенные индустриальные постройки. Если раньше я думала, что нет ничего более захватываюшего, чем обстановка немецкого фестиваля Melt, то теперь поняла что монументальные постройки Сувилахти, однозначно уделывают все остальные фестивали. 

ЛАЙНАП

Лайнап фестиваля действительно очень разнообразный. Тут тебе и инди-группа The National, и ветераны OutKast (которые, кстати, праздновали на фестивале свое 20-летие), и веселые южноафриканские фрики Die Antwoord, и шугейзеры Slowdive. Это если брать хедлайнеров. Параллельно на фестивале выступали экспериментальные, электронные и джазовые коллективы. Например, сцена The Other Sound была сфокусирована на экспериментальной музыке, именно здесь сыграли Эван Паркер, Evan Parker, Томоко Сауваге и Monopoly Child Star Searchers. На невероятно красивой и необычной сцене Baloon 360° в пятницу пела фолк-певица Мирель Вагнер, а в субботу выступала шведская певица, поэт, композитор и рэпер Нене Черри. Мне особенно понравился лайнап Black Tent, в котором отыграла сумасшедшее шоу , а вечером электронщик Kavinsky устроил настоящее танцевальное безумие. 

Естественно, что по разнообразию лайнап Flow нельзя сравнить с Primavera, но это даже и хорошо, потому что на барселонском фестивале вечно испытываешь стресс от того, что хочется послушать все, но ты никуда не успеваешь. На Flow же получается так, что можно запланировать и посмотреть выступления шести-семи интересных групп в один день — идеальный баланс между музыкой, весельем и тусовкой. 

ОРГАНИЗАЦИЯ ФЕСТИВАЛЯ

Flow выпустили удобное приложение для навигации: лайнап, карта, информация обо всех кафе, сценах и возможность составить собственное расписание. Что особенно замечательно, приложение работало в офлайн-режиме, поэтому доступ к необходимой информации был всегда под рукой.
В субботу мне удалось пообщаться с организаторами фестиваля, и я наконец-то поняла, в чем секрет успеха. Оказывается, все монтажные работы команда начинает за две недели до начала мероприятия, поэтому они успевают продумать все — от удобных подходов к сценам и расположения туалетов до расстановки зон с вайфаем. Flow вообще удивительно красивый фестиваль: инсталляции, чилаут-зоны, фуд-корты и сцены оформлены просто, но ярко и красиво. 

ЕДА

Вроде бы все уже посетили такое количество разных оупен-эйров, что уличной едой никого не удивишь. Но у организаторов Flow это получилось. Более 30 разнообразных мест, где можно было попробовать все что угодно. От классических нью-йоркских капкейков и бургеров до замороченного веганского сайтана и индийской кухни. Столько денег на еду я не тратила ни на одном фестивале, и причиной был не только разнообразный выбор, но и отсутствие очередей. Особенно мне понравился бургер с котлетой из единорога (в этом меня убеждал симпатичный повар-финн), еще он сказал, что, съев это чудо в 12 часов, я могу превратиться в единорога. В итоге вкуснейший бургер и салат обошлись мне примерно в 14 евро. Напитком Flow официально можно назвать сидр Happy Joe. Им упивались все, начиная от посетителей фестиваля и заканчивая самими музыкантами и организаторами. 

Минусы

Если говорить о минусах фестиваля, то, это, конечно, проблемы с жильем. Если вы заранее не озаботитесь этим вопросом, то рискуете вообще остаться без него. Хельсинки — совсем небольшой город, а если в выходные проходит какое-то большое международное мероприятие, то квартиры и комнаты разбираются моментально.

Фестиваль активно развивает арт-программу, но пока это скучно и неинтересно. В этом году в качестве основных участников были заявлены художники Адель Абидин, Лэндис Роймола и Ансси Каситонни. Интересными были только работы и инсталляции Аделя Абидина, остальное же совсем терялось на фоне других развлечений.

фото: прес-служба FLOW
https://www.flickr.com/photos/flowfestival/

Текст Елена Филиппова