День из жизни: Benji B

22 мая «Гараж», недавно сменивший вывеску «центр современной культуры» на более понятную «музей современного искусства», открыл летний сезон. Гвоздем программы стало выступление одного из главных британских диджеев-просветителей Benji B, вместе с которым был заявлен The Deviation String Quartet. Диджей-сет со струнным квартетом — фирменное ноу-хау Бенджи — занимательный и новаторский музыкальный трюк, впервые опробованный ведущим BBC Radio 1 три с половиной года назад в кабине . На выездную сессию он приехал вместе с дирижером и аранжировщиком Грантом Уиндзором, а сам струнный квартет из логистических соображений был нанят уже на месте, в Москве. Именно поэтому первый день Бенджи в столице почти полностью был потрачен на совместную репетицию в образовательном центре «Гаража», куда и отправился наш корреспондент Сергей Блохин.

Бенджи Би стоит за пультом и двумя вертушками CDJ в спортивных штанах, кроссовках Nike и майке с логотипом своих вечеринок Deviation, сводя треки из уже знакомого нам набора. Грант Уиндзор, как и положено дирижеру, одет в более кэжуал манере и управляет новым струнным квартетом из четырех девушек. Вместе они экспрессивно обращаются к той из них, что лучше владеет английским. По сути, Бенджи и Грант объясняют им, что такое «дроп» (Бенджи не привыкать, год назад он уже объяснял это нам):

БЕНДЖИ: Играйте уверенно, даже когда музыка вдруг остановилась! Это не должно сбивать вас с толку. Эти паузы — тот момент, когда вы проявляете себя во всей красе, когда вы становитесь диджеями.

ГРАНТ: Я хочу, чтобы вы рисовали музыку, а не просто играли ее.

Это довольно новый опыт для струнного квартета Paradis. Возникший на базе симфонического оркестра московской консерватории, он давно работает с популярными исполнителями, хотя и другого формата: Баста, Елка, Дмитрий Маликов, Ирина Круг. Но мне кажется интересной другая деталь, которой я и делюсь с девушками: не забавно ли, что квартет под названием «Рай» на один вечер будет переименован в «Девиацию»? Анастасия, Светлана, Мария и Анна не были об этом предупреждены и выглядят слегка растерянными: «Пожалуйста, когда будете с ним разговаривать, скажите, что мы называемся Paradis!» Позже Бенджи принимает информацию к сведению и хвалит новую версию The Deviation String Quartet. 

БЕНДЖИ: В Лондоне я работаю с профессионалами, которые очень строго относятся к своему времени. Улетая из Москвы прошлым летом, я опоздал на самолет и, как следствие, на репетицию. День простоя квартета, который меня уже ожидал, обошелся мне в три тысячи фунтов. Эти же девчонки не только великолепные музыканты, но и реальные энтузиасты, которые готовы задержаться на репетиции, потому что им интересно.

Восьмичасовая репетиция подходит к концу, и мы идем гулять по парку Горького. Соблазнить Бенджи походом на выставку Паши 183 не удается: он не спал уже двое суток, так как в этот раз в порядке исключения должен был заранее записать еженедельный выпуск своей программы на BBC Radio 1 (обычно он ведет ее в прямом эфире по средам). Единственное отклонение от рабочей программы пребывания в Москве, которое он хотел бы сделать, — поход в магазин грампластинок «Звуковой барьер», но времени и сил не хватит даже на это. Зато «парк имени Капкова» приводит его в детский восторг.

БЕНДЖИ: Я уже был пару раз в Москве, но это самое красивое и самое зеленое место, которое здесь видел. Если бы я жил тут, то все время бы тусовался в этом парке. Слишком много людей? Да ладно, я из Лондона, там в парках и побольше народу бывает. Приятно видеть столько отдыхающих людей самого разного возраста. Такие места, как это, как Центральный парк в Нью-Йорке, как Кенсингтонские сады в Лондоне, — они очень важны. Это 100% chill. Обычно я прилетаю в город, наспех ужинаю, иду в какой-нибудь ночной клуб, все бухают, и я мало чего вижу. Не смею жаловаться на такую жизнь, но приехать играть свою любимую музыку со струнным квартетом в такой обстановке — это гораздо круче… Ух ты, он что, настоящий?»

Это Бенджи замечает «Буран». Кроме того, он питает самый живой интерес к фотооборудованию: на репетиции участвует в iPhone-перестрелке со всеми присутствующими, потом берет посмотреть мой Nikon FM, затем Canon EOS 1DC нашего фотографа Федора Ратникова, а сам между тем снимает на Fujifilm x100s.

БЕНДЖИ: Когда я был подростком, то видел для себя только два варианта развития событий: музыка или фотография. На самом же деле выбора не было — музыка выбрала меня. Музыка для меня — это все. Но фото тоже остается моей страстью. Когда фотография вошла в цифровой век, то первые камеры были нереально дорогими, и я как-то перестал этим заниматься, да и музыка с диджейством отнимают кучу времени. Теперь это просто хобби. У меня новый Fujifilm x100s. Обожаю его. Я искал нечто среднее между компактной и полноформатной камерой, и это прекрасный гибрид. Мне также нравится Ricoh GR Digital 3, а любимая компактная пленочная — Yashica T5. Она дешевая — 80 фунтов — и совершенно неубиваемая, что тоже важно. Еще у меня был EOS1 Cannon, был Nikon F2, как у тебя… Я, конечно, немного скучаю по пленке. Что же касается Fujifilm x100s, то, во-первых, у нее олдскульный вид, а самое главное — настоящий видоискатель. Терпеть не могу делать фотографии на цифровой экран, это странно, поэтому я и прекратил снимать на Ricoh. При этом я не имею ничего против фотографий на iPhone, это же удобно. Всему свое время и место.

Разговор с диджеем о фотографии в парке Горького. Я не могу не заметить, что все это попахивает хипстерским клише, и получаю резкую отповедь по этому поводу:

БЕНДЖИ: Я не вижу ничего хипстерского в музыке или фотографии. Для меня это весьма искренние вещи. Что вообще такое хипстер? Вот именно — ирония, и она неразрывно связана с культурой хипстеров, а ирония — это враг искренности. Ирония — это отсутствие уверенности в своей способности быть искренним по какому-либо поводу, потому что это делает тебя уязвимым. Мне не может импонировать субкультура, в рамках которой ты не можешь сказать «я люблю это», «я страстно отношусь к этому». Круто быть неискренним по поводу всего, потому что ты остаешься в зоне комфорта. Если люди думают, что это шутка, если люди думают, что ты не воспринимаешь свою страсть всерьез, то это вроде как клево. Каждая футболка должна быть иронична, все что ты любишь, ты должен любить с чувством иронии. Я никогда этого не понимал. Я люблю то, что я люблю. Без всякой иронии. В этом смысле Москва не особо отличается от Лондона или Нью-Йорка. Я докопался до слова «хипстер», потому что оно привносит определенный вайб, и ты только что его подтвердил.

Тем временем мы едем ужинать. Москва сражает Бенджи обилием дорогих автомобилей («Ух ты, “Астон-Мартин”! Ух ты, “Бентли”!»), но внезапно он отвлекается от этой темы и спрашивает, что за музыка играет в салоне. Это оказывается Fact Mix 70 группы The XX. «Its dope!» — говорит он, а мы прибываем в Uilliams. Если бы Бенджи Би заполнял «Анкету москвича» для Interview, то над позицией «любимый ресторан» он бы долго не думал — с подачи не первый раз привозящих его Андрея и Маши Пирумовых, таковым давно стало заведение Уильяма Ламберти. Бенджи уже позвал сюда своих знакомых англичан из Red Bull Music Academy, которые по стечению обстоятельств тоже были в Москве и, пользуясь случаем, пытались сподвигнуть его на лекцию в Powerhouse. Она намечена на утро после выступления в «Гараже», и этот факультатив немного тяготит диджея, который, однако, понимает, что это часть его работы, и рассуждает о том, как важно отдавать энергию молодым. Немного энергии тут же приходится отдать узнавшей его девушке за соседнем столом.

БЕНДЖИ: Я все-таки не знаменитость. Бывает, узнают, подходят, но чаще это люди из тусовки. Я заинтересован в музыке, а не в славе. Привык, что люди заговаривают на улице или фотографируют меня. Но это потому, что им интересна музыка, а не потому что я фигурирую в каких-то таблоидах — они про меня не пишут. Люди подходят, потому что им нравится музыка, так что для меня это общение всегда в радость. Мне нравится видеть, что мой месседж доходит до кого-то.

В общем, чего-чего, а каких-либо признаков пафоса или звездной болезни Бенджи лишен начисто. И все-таки, когда на следующий день я появляюсь на саундчеке перед вечерним выступлением, он уже выглядит слегка раздраженным обилием журналистского внимания. Вместе с Грантом они нарезают последние семплы для своего сета, а меня интересует их оборудование. Я почему-то был уверен, что Бенджи Би оперирует исключительно винилом, но из все тех же CDJ вертушек торчат флешки USB, файлы с которых он и будет сводить этим вечером. 

БЕНДЖИ: Да, я играю с USB-sticks. Если винил уже вышел, то я покупаю его, а если нет, то раньше записывал на CD, а теперь просто пользуюсь USB. Клише типа «настоящие диджеи играют только с винила» — это полная чушь. Нет никаких правил. Единственное, что имеет значение, — это звук, выходящий из колонок. Так вышло, что я вырос на виниловых пластинках и всегда их играл, а сейчас могу использовать USB, потому что на современных вертушках CDJ ты можешь делать лупы и быть более изобретательным. Лично мне не очень импонируют диджеи с компьютерами. Когда я иду в клуб, то не хочу видеть направленный на меня логотип Apple, но на самом деле имеет значение лишь то, что ты с этим делаешь. Самое главное — это звук. Файлы, которые я играю, — всегда WAV или AIF. Автосинхронизацию я не использую. Для того, что делаю я, важно чисто ручное сведение, но если ты играешь техно, то почему бы и не синхронизировать. Я могу долго рассказывать о том, что я люблю, но я совершенно точно не хочу судить других. 15 лет я играл на вертушках и на CDJ, но кто знает, что будет завтра? Не надо обращать внимания, на чем играют другие, каждый должен найти свой путь.

Ответ меня полностью удовлетворяет, и за сим я решаю завершить свою миссию сталкера. В конце концов, мне еще с ним встретимся в Санкт-Петербурге на фестивале BeeCamp 12 июня — пусть немного отдохнет от моего общества. После выступления на летней террасе «Гаража» Бенджи Би отправляется на день рождения в «Крышу мира» и затем в Powerhouse, где на следующий день успевает провести лекцию — и на этот раз улететь из Москвы вовремя.

Интервью
Добавить комментарий