Apple iTunes Festival: гид по выступлениям

Вот уже восьмой раз Apple проводит iTunes Festival в Лондоне, в клубе Roundhouse, который в былые годы использовался как паровозное депо, в менее былые годы — как концертный зал для Pink Floyd, Дэвида Боуи, The Doors, Led Zeppelin и прочих. В еще менее былые тэтчерские годы клуб, как и многое в стране, стоял без дела. Наконец, в 2006 году состоялся очередной перезапуск после масштабной реконструкции, и с тех пор клуб используется в качестве площадки ежегодных концертов BBC Electric Proms, церемоний вручения музыкальных наград и прочих громких ивентов. Таких как iTunes Festival.

Было бы не много смысла писать анонс фестиваля, на который бы вы не смогли попасть, но в этом и состоит прелесть iTunes Festival: он транслируется онлайн и совершенно бесплатно — нужно всего лишь запустить iTunes (здесь над «всего лишь» должна стоять сноска вроде «Мы не гарантируем, что iTunes запустится быстрее, чем вы отстоите реальную очередь в клуб»). Каждый день — один-два исполнителя, и так на протяжении всего сентября. Формат онлайн-фестиваля сразу делит слушателей на два лагеря, почти не оставляя безучастных; одни спрашивают: «Зачем вообще называть это фестивалем, если это просто набор трансляций?», другие радуются: «Ну наконец-то музыка без всякой шелухи!» Все просто: на больших оупен-эйрах оба типажа узнаешь моментально — первые отрываются под что угодно, не зная ничего, кроме хитов, вторые откровенно скучают между выступлениями, а во время исполнений сияют изнутри любовью к музыке. Одним нужна тусовка, другим — только песни. Как раз эти другие и «пойдут» на онлайн-фестиваль.

Формат iTunes Festival заявлен не только как «поп и рок», но на деле это именно поп-музыка, от слова «популярный» в своем самом прямом смысле. Здесь нет никаких открытий. Среди приглашенных либо настоящие знаменитости, либо те, кто набрал за последний год необычайно много прослушиваний и упоминаний — новинки тут могут быть только для тех, кто узнает о Лане Дель Рей из газет. Несмотря на то что риска тут мало и можно действительно смотреть все подряд, мы решили пробежаться по более чем 50 заявленным музыкантам и выбрать десяток выступлений, которые уж точно нельзя упускать. А вы пока начинайте загружать iTunes.

Kasabian, 5 сентября

Kasabian — феноменальная группа. После живых выступлений их альбомы кажутся просто наброском на листке с заголовком «план концерта». Студийные записи будто сделаны с мыслью, как бы не сыграть слишком громко или слишком быстро, но концерт все расставляет по своим местам. Вы качали их альбомы? Теперь они будут качать вас. Секрет прост: группа настолько дружна, что даже через десять лет им интересно играть вместе все эти концерты, которые по-хорошему должны были давно стать кусочками однообразного пазла.

SOHN, 9 сентября

По поводу живых концертов электронной музыки есть замечательное . Вкратце: весь концерт состоит из нажатия одной кнопки Play. С Sohn история течет по другому руслу: музыкант создает электронную музыку аналоговым способом. При этом его шоу совершенно непривычное — внешне это не похоже ни на синтипоп (хотя на сцене много синтезаторов), ни на электронные сеты. При этом сам музыкант предпочитает едва заметно двигаться под музыку почти что всеми частями тела. Сидя. Если кто не смог застать Sohn на Пикнике «Афиши», самое время наверстать упущенное.

Elbow, 12 сентября

Есть некоторый временной порог, после которого можно смело доверять группе — как минимум в вопросе живых выступлений. Нельзя долго делать одно и то же, если это скучно — поэтому группы, которые, не изменяя состав и свой звук, смогли продержаться более 15 лет, автоматически заслуживают доверия. На фоне всей современной движухи альбомы Elbow могут казаться затянутыми, старомодными и в некоторых случаях откровенно скучными, но это чувство полностью проходит во время живого выступления — то, как группа умудряется отчеканить элегантный, грациозный и приятно величественный звук из скромного набора инструментов, поражает.

Лиза Ханниган, 14 сентября

Лиза Ханниган берет в первую очередь вокалом. О нем джазовая легенда Херби Хэнкок отозвался так: «В ее нотах и фразах есть джаз… Я имею в виду, что некоторые вещи звучат так, как это сделал бы Майлз [Дэвис]». С одной стороны, от Херби ничего, кроме джазовых сравнений, и не услышишь, поэтому за их точность ручаться нельзя, а с другой — Лиза действительно настолько виртуозно владеет собственным вокалом, что на ее страничке в «Википедии» он записан в графе «Музыкальные инструменты». И если у вас есть какие-то подозрения насчет дополнительной обработки голоса в студии, мы уверены: они будут развеяны живым выступлением.

Blondie, 16 сентября

«Blondie переживают второе перерождение» — так можно было бы сказать, если бы это было не третье, если уже не четвертое по счету перерождение в истории группы. У Blondie, по сравнению с другими именитыми рок-группами, чья история насчитывает хиты в четырех десятилетиях, гораздо меньше вошло в привычку играть концерты по накатанной, ровно как и писать альбомы. Их выступления следует смотреть не по той причине, что Дебби Харри все еще может дать жару (или как там говорят про фронтменов типа Мика Джаггера). Здесь интерес не столько гиннессовский — на группу нахлынул поток свежих идей, и в их живой звук снова вернулся былой энтузиазм.

Little Dragon, 18 сентября

Новая пластинка шведов Little Dragon была воспринята немного прохладнее предыдущей — возможно, аудитории просто приелась их смесь новой волны соул-музыки и синтипопа, но в вопросе физической формы группа объективно находится на пике — в их живой игре чувствуется в первую очередь желание донести свой звук до присутствующих, будто они выступают перед теми, кто их ни разу не слышал, и им нужно доказывать соответствие всем оказанным почестям заново.

SBTRKT, 19 сентября

За пару-тройку дней до выпуска своей второй пластинки Wonder Where We Land на iTunes Festival выступит Аарон Джером, более известный под своим псевдонимом SBTRKT. Предыдущий альбом вышел три года назад, и, несмотря на постоянный поток ремиксов, о его проекте успели позабыть — совершенно зря. На концерте будет новый материал с альбома, который, судя по первому синглу New Dorp. New York, обещает немало.

MNEK, 27 сентября

Нынешнему времени в музыке уже придумана печать — «новые интимные», мутация R&B, слишком далекая от R&B, чтобы продолжить называться так же. Хотите вы этого или нет, но ваши внуки будут помнить о 10-х годах XXI века именно так. Этому ярлыку еще предстоит приобрести негативный оттенок, но пока он поддерживается лавиной новых исполнителей, которая продолжает расти. Это моментально рождает вопрос, кого будут помнить через пять лет, и в некоторых случаях ответ очевиден. MNEK, один из этой лавины, несколько рвет шаблон, пропагандируя этих «новых интимных» агрессивно, с ощутимым напором, который не спишешь на танцевальность его треков. Сейчас MNEK свеж и изобретателен — тем дороже его живые выступления.

Никола Бенедетти, 28 сентября

Ценители классической музыки могут поднять бровь на то, как Никола Бенедетти обращается со скрипкой — отступы в сторону танго и цыганских мотивов точно находятся внизу лестницы вкуса этих людей, а некоторые клипы Николы продают не столько музыку, сколько богемно-декадантский образ вокруг нее. Можно также развить дискуссию на тему того, как не самые лучшие классические музыканты, делая шаг в сторону вкусов толпы, с легкостью обретают популярность, приводя в пример того же Баскова, но это не отменяет того факта, что Никола отменно разбавляет лайнап из более привычных для поп-музыки имен и более чем достоин внимания на фестивале.

Пласидо Доминго, 30 сентября

iTunes Festival, впрочем, как и другие фестивали, следует традиции заканчиваться громко и крупно. Но если раньше для этого подряжались более очевидные группы и артисты (Muse, Моби, Игги Поп), то на этот раз традиции следуют с юмором — завершение доверили Пласидо Доминго, испанскому тенору и дирижеру. Даже зная послужной список Доминго, в рамках подобного мероприятия это все равно большой сюрприз — смотреть обязательно.

Интервью
Добавить комментарий