«Мрачные тени», реж. Тим Бёртон, 2012

Вся фильмография Тима Бёртона построена вокруг готической традиции: все так или иначе знают мультфильм «Кошмар перед Рождеством» и видели любой из его ранних фильмов. Более поздние работы Бёртона с неизменным Джонни Деппом в главной роли порядком утомили многих, и «Мрачные тени» ждал посредственный прокатный успех. Что совсем несправедливо: история о вампире, который шагнул через два столетия сразу в 1972 год, — один из самых смешных фильмов, сделанных Бёртоном за всю карьеру. Во-первых, путешествие в 1972-й редко не срабатывает: укладки, диско и блестящие машины делают свое дело. Во-вторых, Бёртон вообще не потерял чувство юмора: вместе с вампирской пародией What We Do in the Shadows этот фильм — пожалуй, один из лучших кандидатов на идеальный вечер с друзьями. В-третьих, «Мрачные тени» не пытаются быть ничем, кроме хорошей шутки, и в отсутствии претензий и легкомыслии — их самое большое обаяние.


«Византия», реж. Нил Джордан, 2012

«Интервью с вампиром» опять же смотрели все, а «Византию» в кино мало кто заметил. Нил Джордан снимает феноменально красивое и совсем не простое кино с нелинейным повествованием и отличным чувством ритма. Две сестры в исполнении Сирши Ронан и Джеммы Артертон живут в отеле «Византия» в приморском британском городе — их история куда дольше и сложнее, чем кажется на первый взгляд. В ней будут фигурировать совратители из позапрошлого века, скалистые острова, родовое заклятие и секрет, которые стоит жизни, — в умении строить саспенс Джордану не откажешь. Смотреть в «Византии» можно на невероятную Джемму Артертон, одну из самых красивых девушек своего поколения, в соблазнительной роли или тонуть в наивных голубых глазах Сирши Ронан, которой все еще не дашь больше 16. После «Византии» можно пройтись свежим взглядом по всей фильмографии Нила Джордана и, к удивлению, не найти в ней ни одного слабого фильма.


«Невинные», реж. Джек Клейтон, 1961

Фильм-канон для всех, кто интересуется готикой в кинематографе, был снят больше полувека назад, но даже сейчас смотрится невероятно свежо и смело. Викторианская Англия, старый дом, новая гувернантка. Мелькнувшие силуэты, дети со странными улыбками, странная смерть в прошлом — однако мало в каких готических историях содержатся намеки на БДСМ-отношения и тлетворное влияние взрослых на детей. Для 1961 года это и вовсе дикость, которую можно было позволить, только снимая кошмары про всякую нечисть. «Невинные» стали тем фильмом, который встречается в обязательном списке к просмотру у половины режиссеров-киноманов. К тому же черно-белая палитра ему невероятно к лицу, и вместе с хичкоковской «Ребеккой» и немецкими экспрессионистскими фильмами о вампирах на его примере можно понять, как кинематограф жил до изобретения цвета.


«Страшилы», реж. Питер Джексон, 1996

Не самая известная страница биографии Питера Джексона — комедия середины 1990-х, которую будущий режиссер «Властелина колец» и «Хоббита» снял перед тем, как бросить все свои силы на проработку сценария по Толкиену. «Страшилы» — нежный привет из времен лоу-фая с преувеличенно старомодными спецэффектами, гэгами из комедий 30-летней давности и Майклом Джеем Фоксом, который почти не изменился со времен «Назад в будущее». Главный герой зарабатывает тем, что насылает на благополучные семьи проклятие полтергейста, а потом договаривается избавить от него за немаленькую сумму. В его привычный процесс мошенничества вмешивается старый и довольно пугающий призрак, а весь конфликт будет разыгран с участием летающих сковородок и косматых привидений в кислотных тонах — 100%-ный must для всех, кто еще помнит голоса переводчиков из видеопрокатов.

«Страна приливов», реж. Терри Гиллиам, 2005

«С белочками эта земля не так пустынна» — с этим панчлайном отправится в кинотеатры фильм Терри Гиллиама о девочке Джелизе-Розе, которая очутилась с отцом в заброшенном доме посреди пшеничных полей. Готика бывает не только британская — американской южной готикой пропитаны лучшие американские романы и рассказы последних 150 лет: от Амброза Бирса до Трумена Капоте. Гиллиам, последние 30 лет экранизирующий игры воображения, снимает заповедник детского мышления, в котором куклам достаточно голов, а нырнуть под воду можно силой мысли. Фильм Гиллиама рифмуется с «Миром Кристины» Эндрю Уайета, романом Харпер Ли и «Аризонской мечтой» и оборачивается печальным высказыванием о соблазнительном бегстве от реальности в иллюзии любого толка — от детской игры до идеи кинофильма.


«Коралина в Стране Кошмаров», реж. Генри Селик, 2008

Темный и хмурый мультфильм с неспокойной душой — «Коралина в стране кошмаров» напоминает мультфильмы Бёртона (и не случайно, режиссеры работали вместе), но только отчасти, и оказывается серьезней, чем на первый взгляд. Коралина с обычными папой и мамой переезжает в новый дом: родители нервничают, вещи не разобраны, все кругом такое незнакомое — а за маленькой дверью ее поджидает мир, где все устроено идеально. Папа — просто праздник, мама не устает печь блинчики и кексы по первому требованию, но все, как всегда, сложно. Мультфильм Селика, как и фильм Гиллиама, о силе иллюзий и воображения — в лучшие свои моменты действительно может сравниться с «Алисой в Стране Чудес» и предлагает одну из лучших современных сказок по мотивам известной мудрости «Бойтесь своих желаний — они могут исполниться».

«три шага в бреду», реж. Федерико Феллини, Луи Маль и Роже Вадим, 1968

Альманах по рассказам Эдгара По в исполнении не похожих между собой грандиозных режиссеров — то, что могло случиться и случилось в 1968 году. Сейчас этот фильм выглядит беспощадным кэмпом: при всем наличии заросших руин, темных комнат и старинных туалетов все трое осознанно снимали стилизацию и не стеснялись эксплуатировать голые спины и живых гепардов, как По не стеснялся злоупотреблять читательской доверчивостью. «Три шага в бреду» — урок о визуальности кино 1960-х, в котором празднуется долгожданная свобода нравов и самые красивые люди XX века — Бардо, Делон и Фонда — предстают в свои лучшие годы в самозабвенно идиотских ролях. Легкость, с которой все участники происходящего валяют дурака независимо от возраста и известности, по-настоящему освежает.

Текст Алиса Таежная