О, ИНТЕРНЕТ! ГРЕЗЫ ЦИФРОВОГО МИРа

реж. Вернер Херцог. США, 2016.

В своей новой документальной картине, впервые представленной на фестивале «Сандэнс», режиссер Херцог погружается в прошлое, настоящее и будущее всемирной паутины. С немецкой дотошностью он рассказывает историю интернета от его пионеров из Калифорнийского университета до современных звезд вроде Илона Маска. Однако Херцога интересуют не только прорывы и алармистские прогнозы. Он пытается понять, как и почему интернет изменил нашу жизнь настолько, что даже буддистские монахи, за которыми он наблюдает, утыкаются в твиттер сразу по окончании медитации. Цифровой пейзаж Херцог исследует с той же страстью и отвагой, с которыми он раньше пересекал дикие ландшафты Амазонии, Сахары или Антарктиды. В итоге получается величественный рассказ о взаимовлиянии двух миров: сетевого и реального, который теперь, с появлением интернета, уже никогда не будет прежним.

ШВЕДСКАЯ ТЕОРИЯ ЛЮБВИ


реж. Эрик Гандини. Швеция, 2015.

Комфортная, свободная от условностей, полная возможностей и как будто избавленная от предрассудков — и вместе с тем очень одинокая и пугающе стерильная. Такой показана жизнь в Швеции в новом фильме Эрика Гандини. Его название издевательски перефразирует знаменитую классическую сентиментальную картину Роя Андерссона. Если верить фильму, сентиментальности в Швеции сегодня не осталось вовсе. В мире, где наведен порядок, безличная государственная забота высокого уровня, как выясняется, оборачивается для людей такой степенью разобщенности, что некоторые готовы сбежать от нее в лесную коммуну или в Эфиопию — лишь бы не задохнуться от тотального нейтралитета и благополучия.

ДИСКУССИЯ РОБЕРТА ЭПШТЕЙНА И ЮРИЯ САПРЫКИНА: «МОГУТ ЛИ ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ МЕНЯТЬ ИСХОД ВЫБОРОВ?»


Четверг, 27 октября в 20-00, КАРО-Октябрь.

В последнее время все более популярна тема влияния поисковых сетей вроде Google на наши эмоции и поведение (в частности, электоральное). Может ли влияние поисковиков оставаться незаметным для самого пользователя? Ведь для многих из нас они уже стали главным, если не единственным, источником информации, верифицировать которую далеко не всегда представляется возможным. Как устроен поисковый алгоритм и ранжирование результатов выдачи? И на что, кроме потребительского выбора в электронных магазинах, они могут влиять на самом деле? В процессе дискуссии Роберт Эпштейн расскажет о проведенных экспериментах, а его собеседником станет Юрий Сапрыкин, редакционный директор ИД Moscow Times.

СТИВ ДЖОБС: ЧЕЛОВЕК В МАШИНЕ


реж. Алекс Гибни. США, 2015.

Сегодня мы живем в окружении продуктов Apple, ее презентации бьют рекорды зрительских рейтингов, а капитализация компании в несколько раз превышает показатели «Газпрома» или ВВП большинства развивающихся стран... Стива Джобса нет в живых уже пять лет, но его детище стало частью мифологии современного мира, и неудивительно, что книги и фильмы о нем продолжают выходить. «Человек в машине» Алекса Гибни — еще один штрих к этому портрету. Это критический взгляд, как раз такой, какого не хватало. Режиссер не дает спуску своим героям (до Джобса среди них были, например, большой спорт и WikiLeaks, а на такие темы едва ли можно высказываться однозначно). Его новый фильм сосредотачивается на рассказах коллег и друзей о личных отношениях с Джобсом. Возможно, это самая серьезная на сегодня попытка сделать из техно-иконы живого человека, со всеми его противоречивыми стремлениями, победами и поражениями, которые он терпел на протяжении своей головокружительной карьеры.

HOMO SAPIENS


реж. Николаус Гейрхальтер. Швейцария — Австрия — Германия, 2016.

Железные дороги и фабрики. Кинотеатры и концертные залы. Больницы и церкви. Супермаркеты и офисы. Все места, в которых оставило следы своего пребывания человечество… прежде чем навсегда исчезнуть с лица земли. Теперь джунгли наступают на индустриальную застройку, а дождь смывает последние признаки того, что здесь когда-то работали, питались, отдыхали, любили homo sapiens. Радикальный киноэксперимент крупнейшего австрийского документалиста Николауса Гейрхальтера (помимо прочего, он в 2011-м отметился в неигровом конкурсе ММКФ) состоит из множества статичных кадров, снятых в разных точках земного шара. Каждый кадр одновременно завораживает и пугает. Никаких комментариев, никакого музыкального сопровождения, только шум ветра и запустение.

ФОТО: АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ.

Текст Андрей Шашков