На вчерашней премьере «Отряда самоубийц» в Нью-Йорке режиссер фильма Дэвид Эйр не сдержал эмоций, поддался эйфории и дружеской поддержке команды и фанатов и неожиданно для всех крикнул: «Fuck Marvel!», имея в виду «имели мы наших конкурентов кое-куда». На следующий день, когда эйфория прошла, а эмоции сменило чувство неловкости, Эйр публично извинился перед коллегами-режиссерами, снявшими за восемь лет существования кинокомпании Marvel «Тора», «Первого мстителя» и другие фильмы, три из которых — «Мстители», «Мстители: Эра Альтрона» и «Железный человек 3» — вошли в десятку самых кассовых картин в истории кино.

Пока неизвестно, конечно, сколько соберет конкурент марвеловских супергероев «Отряд самоубийц» в прокате — фильм выходит только 4 августа. Но сборы явно пострадают оттого, что кино не оправдало ожиданий.

Что же не так с фильмом? Сама идея собрать в одной истории разных суперзлодеев прекрасна: как показала кислая реакция весной на предыдущий кинокомикс DC и Warner Bros. «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», зрителям надоели одни и те же положительные персонажи, многозначительно смотрящие вдаль и произносящие банальности. Хочется свежести, шуток (как показал успех «Дедпула» в феврале) и энергии. Хочется Джокера, которого так удачно в свое время подхватил Хит Леджер после Джека Николсона, хочется красивых блондинок, которые красиво дерутся, хочется новых героев с сомнительной репутацией.

И в «Отряде самоубийц» все это есть. Когда мы только начинаем знакомиться с героями в начале фильма, мы готовы ко всему перечисленному выше, потому что Уилл Смит в роли Дедшота обещает прострелить голову наглому охраннику, Марго Робби в роли Харли Квинн переодевается в свои боевые колготки на глазах у целой роты солдат и удивляется, почему на нее все пялятся, ее жених Джокер (Джаред Лето) лечит любимую электрошоком и так далее.

Проблемы начинаются, когда добавляются второстепенные персонажи, которым особо ничего не дают делать. Чуть-чуть показав Бумеранга, Убийцу Крока и Катану, Дэвид Эйр быстро теряет к ним интерес и внезапно начинает рассказывать историю жизни Эль Дьябло, который зарекся пользоваться своей суперсилой — извергать из своего тела огонь. Наверное, потому, что, в общем, только его и можно назвать без натяжки супергероем. Остальные — и Дедшот, и Харли Квинн, и Бумеранг с Катаной — лишь крутые профи, умеющие делать хорошо что-то одно. Никаким супергеройством тут и не пахнет, да и по большому счету злодейством тоже — к финалу все оказываются милыми котиками, каждый из которых хочет или выйти замуж, или вернуть семью, или проводить побольше времени с дочкой. Суперзлодеи оказываются скучными буржуа.

За злодейство отдувается одна ведьма Чародейка (Кара Делевинь), да и то вызванный ею из прошлого брат лишен личности и просто сразу начинает громить все вокруг, как разбушевавшийся медведь Балу бандерлогов в «Маугли». Джокеру, вокруг исполнения которого Джаредом Лето во время съемок было столько шума, настолько нечего делать в этом фильме, что все его присутствие сводится к паре одинаковых гримас — у Джокера нет никакого масштаба личности, и Лето занимает почетное, но не комплиментарное третье место в рейтинге исполнителей легендарного злодея после Джека Николсона и Хита Леджера.

Нет, нельзя сказать, что это полный провал. В «Отряде самоубийц» есть несколько удачных шуток: когда Дедшот выторговывает у, скажем так, руководителя проекта Аманды Уоллер (Виола Дэвис) условия своего участия (университеты, куда должны принять его дочь); когда Крок предлагает вернуться уже наконец в канализацию после завершения задания и когда Бумеранг спрашивает: «Вы что, издеваетесь? Скостить нам десять лет из трех пожизненных сроков?» В остальном это не очень смешной фильм. Хочется, чтобы сюда ворвался Дедпул и наконец удачно пошутил, но это невозможно.

В самом начале кинодеятельности Marvel восемь лет назад было ощущение какой-то прекрасной перспективной новизны. Со временем студия погрузилась в рутину, которую изредка прерывает настоящий успех вроде «Стражей Галактики» — фильма, который нравится всем. «Отряд самоубийц» пытается повторить успех Marvel при помощи тех же приемов: например, во время финальных титров так же анонсируя будущие фильмы с участием Флэша и Аквамена. Но когда видишь уставшее лицо Бена Аффлека в роли Бэтмена, нет ощущения, что это будущее так уж прекрасно.

Текст Геннадий Устиян