«Дом странных детей Мисс Перегрин»

Тим Бертон благоразумно отказался снимать как режиссер «Алису в Зазеркалье», которая провалилась в мае этого года, и сделал из экранизации книги писателя и режиссера короткометражек Рэнсома Риггза своеобразную сказочную версию «Людей Икс». Главное достоинство фильма — конечно, Ева Грин: кажется, что работающая уже второй раз с Бертоном актриса создана для роли зловещей, но на самом деле доброй хозяйки странного дома. Пресса на фильм очень противоречивая: The Guardian пишет, что это «лучшая картина Тима Бертона за 20 лет», но многие ругают за то, что «Дом странных детей» обещал в трейлере магию и экшн, но не дает в итоге ни того, ни другого. Все равно все пойдут смотреть, потому что трейлер еще обещает красоту и Еву Грин, а они в фильме точно есть.  

C 6 октября

«Абсолютная власть»

Если вы можете себе представить реальность, где скинхеды могут принять Дэниела Рэдклиффа за своего, то вам может понравиться недавно показанная на кинофестивале «Амфест» драма, в которой его герой, агент ФБР Нэйт Фостер внедряется под прикрытием в банду нацистов, готовящих очередной теракт. Для этого ему нужно не просто обрить голову и сделать тату, но и провести над собой серьезную психологическую работу, после которой сможет не возмущаться каждый раз, когда очередной новый товарищ-нацист начнет оскорблять «людей второго сорта». Для этого Фостер погружается в рекомендованную литературу, среди которой даже есть знаменитая книга Карнеги о том, как влиять на людей. Мы всегда думали, что со всеми этими бизнес-тренингами что-то не в порядке.

С 13 октября

«Ученик»

В мае Кирилл Серебренников, поставивший меньше чем за миллион евро фильм по идущему в «Гоголь-центре» спектаклю (в свою очередь, по пьесе Мариуса фон Майенбурга), получил на Каннском кинофестивале приз независимой французской прессы. Учитывая скромный бюджет и вполне реальный европейский прокат, это совсем неплохая возможность нашего авторского кино заработать деньги. Герой «Ученика» — школьник, который слишком впечатлился чтением Библии и теперь мучает близких в школе и дома своим религиозным фундаментализмом. Сам Серебренников говорит, что это фильм о пожаре в публичном доме во время наводнения — в «Ученике» действительно все, кроме, возможно, учительницы в исполнении Виктории Исаковой, показаны или монстрами, или дураками. Тот самый редкий случай, когда на экраны выходит болезненно социальное кино, причем в самый разгар осеннего обострения.

С 13 ноября

«Франц»

Новый фильм одного из самых продуктивных французских режиссеров Франсуа Озона, который легко может выпустить два фильма за год, — ремейк «Недопетой колыбельной» (1932) Эрнста Любича по пьесе Мориса Ростана — настолько нехарактерен для автора, насколько это возможно. В последних фильмах Озон интересовался психикой школьницы, зарабатывающей проституцией, и безутешного вдовца, переодевающегося в свою жену. Черно-белый «Франц» поначалу же походит на классическую старомодную экранизацию о романтической любви, пока не случается меняющий все сюжетный поворот. Сразу после Первой мировой немка Анна (Паула Бир) знакомится у могилы своего жениха с его другом-французом Адриеном (Пьер Нинэ) и, естественно, всерьез им увлекается. Дальше старомодная романтика заканчивается и начинается Озон, которого мы любим. 

С 13 октября

«Джек Ричер 2:
Никогда не возвращайся»

Четыре года назад, когда первая экранизация книги Ли Чайлда собрала в Америке всего 80 миллионов долларов при бюджете 60 млн, никто не думал, что будут снимать продолжение. Но в других странах еще помнят кинозвезду Тома Круза, мировой прокат принес еще 138 млн, и вторая часть выходит в прокат, правда, более опытный режиссер Эдвард Цвик, у которого Круз снимался в «Последнем самурае», сменил Кристофера Маккуорри. Круз снова играет Джека Ричера, который в книге был высоким блондином, и, судя по трейлеру, нас ожидает пара хороших драк и детективный сюжет, который актеру идет всегда.

С 20 октября

«Это всего лишь конец света»

Та самая семейная драма, после общего прохладного приема на последнем Каннском фестивале которой режиссер Ксавье Долан пообещал, что уйдет из профессии в актеры (обещание, кстати, не сдержал и снимает новый фильм). «Это всего лишь конец света» все же получил гран-при жюри Канн, так что не все так плохо. За что можно похвалить Долана в этом конкретном случае, так это за то, что он пытается выбраться из камерных драм о своей несчастной доле в более масштабное кино, что в его случае означает протест не против матери, например, а против целой толпы близких родственников, которых сыграл весь цвет французского кино: Венсан Кассель, Натали Бай, Марион Котийяр, Леа Сейду и Гаспар Ульель. С такой компанией сложно снять плохой фильм, особенно если речь идет о конфликте блудного сына, возвращающегося к семье после новости о страшном диагнозе.

С 20 октября

«Девушка в поезде»

Триллер, который позволит наконец показаться хорошей актрисе Эмили Блант, которая играет тут грустную разведенную женщину из-под Нью-Йорка Рэйчел, регулярно проезжающую мимо нынешнего дома бывшего мужа и вынужденную наблюдать за его счастливой личной жизнью с другой. Параллельно она — опять же невольно — следит за другой, кажущейся идеальной, парой, Скоттом и Меган, поэтому понятно, что шокирующее убийство Меган приводит ее в замешательство. Но когда Рэйчел сама становится подозреваемой и не может вспомнить, что с ней было в момент убийства девушки, грустная драма о пошедшей не туда жизни превращается в психологический кошмар. Писательницу Полу Хокинс, по роману которой поставлен фильм, уже обвиняли в подражательстве «Исчезнувшей» Джиллиан Флинн, экранизированной два года назад Дэвидом Финчером. С другой стороны, Финчер один такой, а чем больше хороших триллеров, тем лучше.   

С 27 октября

«Куда бы еще вторгнуться?»

Документальные репортажи Майкла Мура давно перешли жанровые рамки. В 2004-м жюри Каннского фестиваля во главе с Квентином Тарантино настолько понравился его «Фаренгейт 9/11», что оно вручило режиссеру «Золотую пальмовую ветвь», которую всегда получали игровые картины. Трудно представить более критически настроенный по отношению к современной Америке фильм, чем «Куда бы еще вторгнуться?». Мур ездит по разным странам от Норвегии до Туниса и всюду находит идеи и даже целые индустрии, которые устроены и работают лучше, чем в Америке. Такой Майкл Мур должен быть в каждой стране. 

С 27 октября

«Я, Дэниел Блейк»

Знаменитый британец Кен Лоуч, получивший ровно десять лет назад «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля за «Ветер, что колышет вереск», полгода назад повторил этот трюк, увезя главную награду Канн за эту социальную драму о 59-летнем плотнике, который после инфаркта объединяется с матерью двоих детей, чтобы пробить полагающиеся им льготы от государства. Эта грустная основа, снятая Лоучем с максимальным документальным правдоподобием, никак не должна вызывать у зрителей только участливое соболезнование. Кино так хорошо сыграно и в какой-то момент показывает такой абсурд бесчеловечных правил и ограничений, что понятно, почему жюри не могло не дать ему главный приз.  

С 27 октября

«Доктор Стрэндж»

Как будто нам мало «Фантастических тварей» — «Марвел» с «Диснеем» решили разбавить слишком серьезный осенний репертуар шумным кинокомиксом, в котором нейрохирург Стивен Стрэндж (Бенедикт Камбербэтч) летает между мирами после неприятной аварии. Это тот самый фильм, где Тильда Суинтон изображает китаянку, а Мадс Миккельсен согласился играть очередного злодея ради денег. «Марвелу» явно нужен новый герой: после того, как история про «Первого мстителя» все больше стала превращаться в «Мстителей», а «Мстители» — пока непонятно во что, к уже поднадоевшим супергероям хорошо бы добавить нового, интересующегося духовными практиками, тем более, что Камбербэтч пока ничего еще своим присутствием сильно не испортил.

С 28 октября

Текст Максим Лавренов