Берлинале-2014: Деревянная нога в ботинке Prada

1

Вчера открылся 64-й кинофестиваль Берлинале. Уже показали новые фильмы с Тильдой Суинтон, Эми Адамс, Эдрианом Броуди, Кристианом Бейлом и другими интересными людьми.

С десяти утра у жюри началась активная жизнь: первый фотоколл и первая красная дорожка. Всего в жюри восемь членов: четыре мужчины, четыре женщины — будто специально подобрали так, чтобы не было перекосов, ни количественных, ни гендерных. Президент жюри в этом году — Джеймс Шамус: имя его не на слуху, а он, между прочим, продюсировал «Трудности перевода» и «Вечное сияние чистого разума». Зато другого продюсера из жюри знают все: это Барбара Брокколи. Среди остальных известных членов жюри — французский режиссер Мишель Гондри, австрийский актер Кристоф Вальц и красавица-режиссер Митра Фарахани из Ирана, которую на родине арестовывали и сажали в тюрьму. Такая вот злая доля — быть иранским режиссером, их там сажают еще чаще, чем у нас художников.

В шесть вечера на дорожку вышли участники первого конкурсного фильма «Отель “Гранд Будапешт”» Уэса Андерсона. В новом ярком фильме-фантазии, который стилистически выбивается из фестивальной сумрачной программы, снялось огромное количество звезд. Половина приехала в Берлин: Билл Мюррей, Уиллем Дефо, Тильда Суинтон. Тильда — вообще частый гость Берлинале, в 2009 году она была президентом жюри, а в этом году в параллельной программе «Форум» покажут еще один фильм с ее участием, «Сквозь снег», снятый корейским режиссером Бон Чжун Хо. Во время фотосессии случился трогательный эпизод: Тильда подошла к даме-фотографу, старейшей участнице Берлинале, и поцеловала ей руку. Вслед за Тильдой старушку расцеловал Билл Мюррей.

“ОТЕЛЬ «ГРАНД БУДАПЕШТ»”

Церемония открытия проходила в фестивальном дворце Berlinale Palast: здесь она проходит с 2001 года, а прежде была в Zoo Palast в Западном Берлине. «Берлинале Палас» — самый красивый зал: со стеклянными стенами и висящими буквально в воздухе деревянными лестницами, которые подсвечиваются синими звездами. А кинотеатр Zoo Palast в этом году открыли после долгой реставрации, и он снова стал фестивальной площадкой.

Считается, что на Берлинале показывают кино о тяжелой жизни, что собирательный образ фестивального героя — одноногий афроамериканец-гомосексуалист. Однако директор фестиваля Дитер Косслик все время пытается балансировать на этой одной деревянной ноге, время от времени надевая на нее ботинок Prada, то есть заигрывая с американской индустрией развлечений. Поэтому вчера в секции Berlinale Special Gala журналистам показали «Аферу по-американски», номинированную на «Оскар». Это история о том, как ФБР разоблачало сенаторов-коррупционеров, прибегая к услугам мошенников. Последних сыграли Кристиан Бейл и Эми Адамс. Декольте Адамс такие глубокие, что фильм никак нельзя рекомендовать к семейному просмотру. Два главных достоинства фильма — блестящая визуальная и музыкальная стилизации под 1970-е годы.

“ИВ СЕН-ЛОРАН”

Второй день фестиваля начался для меня фильмом «Ив Сен-Лоран» режиссера Джалиля Леспера, показанный в программе Panorama. Историю восхождения французского кутюрье адаптировали к Берлинскому фестивалю, расставив нужные акценты: Ив Сен-Лоран лежит в психушке, нюхает кокаин и изменяет Пьеру Берже; тот же с обреченным лицом отскребает его от пола и вышвыривает на подиум, под свет софитов и аплодисменты восхищенной публики. «Что вам нравится в мужчинах? — Волосы на теле. — А в женщинах? — Тоже волосы на теле». Гении — люди неоднозначные, и даже Ива Сен-Лорана тошнило, как выяснилось, не розами.

Закончить рассказ о старте 64-го Берлинале непременно хочется чем-нибудь приятным. Пусть это будет иллюминация: деревья на старой Потсдамер-штрассе, ведущей к дворцу фестивалей, подсвечивают по-настоящему красиво, золотыми цветами и стекающими с веток капельками. На прогулку туда необходимо отправляться в терапевтических целях — если трудная судьба киногероя оказалась воспринятой слишком близко к сердцу.

ТЕКСТ ИННА ДЕНИСОВА

Интервью
Добавить комментарий