«Стив Джобс»
реж. Дэнни Бойл

Снимать историю про Джобса с припиской «империя соблазна» — по меньшей мере глупость: недавний фильм с Эштоном Кутчером в главной роли с треском провалился среди критиков и зрителей. Голливудский чудо-сценарист Аарон Соркин оживил для экрана с первого взгляда посредственную историю одержимых спортом в «Человеке, который изменил все» и заставил смотреть не отрываясь за первыми шагами к успеху Марка Цукерберга в «Социальной сети». В «Стиве Джобсе» он также держит дистанцию и контролирует напряжение в рассказе об одержимости, тирании, зависти и успехе. Лучший сценарист современного Голливуда знает, что до появления на обложке журнала Time в жизни каждого будет много некрасивых подробностей, самодурства, предательства, нечестной конкуренции и грубой силы. «Стив Джобс» мастерски обходится с мифом об основателе Apple: как и Цукерберг, он изображается не провидцем на службе человечества, а скорее алгоритмом, заточенным на успех. Бойл и Соркин снимают кино об иконе предпринимательства без розовых очков и ни секунды не забывая о том, что каждый большой герой может временами быть и казаться самоуверенным и упрямым, несговорчивым и жестким — и именно эти качества делают его несносным в жизни и победителем в капиталистической гонке. И да, о такой роли можно только мечтать — Фассбендер справляется с ней на 120%.

Премьера 1 января 2016 г.  

«Выживший»
реж. Алехандро Гонсалес Иньяритту

В языческой мифологии revenant — имя для восставшего из мертвых, который не дает покоя живым. Тестостероновое кино о всемогущей жажде мести получилось захватывающим, убедительным и хмурым: Иньяритту рассказывает историю об оставленном погибать охотнике Хью Глассе, которого на Диком Западе бросил конкурент Джон Фицджеральд, убив малолетнего сына. В этой истории — молчаливые зимние пейзажи и высокие сугробы, жестокие индейцы и не менее жестокие колонисты, суровые леса и первичный импульс выживания. Зима близко — панорамы и окровавленные лица главных героев, дышащие паром в крепкий мороз по настроению действительно близок к экшен-эпизодам «Игры престолов». Леонардо ДиКаприо явно соскучился по такой роли, которую пишут раз в несколько лет, и по соседству с ним видно, в какого большого актера вырос Том Харди: ожесточенный поединок обоих заставляет в себя поверить. Кино про старую истину: против лома нет приема, но на самом деле есть прием — другой лом.

Премьера 7 января 2016 г. 

 

«Омерзительная восьмерка»
реж. Квентин Тарантино

Разобравшись со спагетти-вестерном в «Джанго освобожденном» Тарантино берется за классический вестерн — самый американский жанр XX века, в котором сделали себе имя Джон Форд и Джон Уэйн и который оккупировал американское телевидение во времена, когда сам Тарантино прогуливал школу и переключал каналы. Как и «Железная хватка» братьев Коэн, «Омерзительная восьмерка» Тарантино бережно обращается с жанром и, как в «Бешеных псах», собирает под одной крышей ранчо снежной зимой лучших, с кем Тарантино уже работал — Тим Рот, Курт Рассел, Майкл Мэдсен все на своих местах. История простая, но не примитивная: семеро охотников за головами и одна леди с синяком на пол-лица, за жизнь которой объявлена награда, должны разобраться, кто и на каких условиях доставит добычу. Тарантино в какой по счету раз пристально вглядывается в темные души самых последних людей, готовых на все ради выживания — кино получается злым, сложным, захватывающим, начисто лишенным лирики и героического пафоса. There will be blood, и ад всегда рядом. 

Премьера 14 января 2016 г. 

 

«Крид: Наследие Рокки»
реж. Райан Куглер

Афроамериканский кинематограф всегда жил по собственным законам, но Райан Куглер, прославившийся «Станцией Фрутвейл», справляется с задачей снять убедительный фильм там, где многие пошли бы по легкой тропе спекуляций на классике. Главный герой Крид — парень на распутье и сын Аполло Крида, человека, который противостоял Рокки Бальбоа на ринге в первые годы его профессиональной карьеры. Спустя 30 с лишним лет он сталкивается с Рокки в поисках учителя и тренера для того, чтобы стать боксером. Победы через преодоление, мифическая фигура отца, поиск своего места — Куглер снимает проникновенную драму взросления и неподдельную историю мужской дружбы, где нет места полутонам и компромиссам, а желание быть быстрее, выше и сильнее окружающих тащит героя через болото обыденности. При этом у «Крида» есть собственная поэзия, не связанная с миром, придуманным Эвилдсеном 40 лет назад. Это голос улиц, районные мафии, граффити на каждом вагоне и ветка метро от Гарлема до Бронкса, подпрыгивающие машины и хип-хоп из каждого окна. «Крид» — энергичное, настоящее и сочащееся адреналином кино другого века и других героев — и здорово, что так.

Премьера 14 января 2016 г.  

«Сестры»
реж. Джейсон Мур

Самые смешные американки — Тина Фей и Эми Полер — имеют за спиной по собственному комедийному шоу. Тина Фей была звездой 30 Rock, Эми Полер снималась в «Парках и зонах отдыха». Вместе они ведут церемонии и шутят так, что слезы брызжут из глаз, поэтому ожидания от «Сестер» очень высокие. Как это часто бывает с замечательными комиками в руках не самого умелого режиссера, «Сестры» утонули бы без звезд в главных ролях — в посредственном сценарии и шутках на грани, которые становятся почти невыносимы в русском дубляже. Сюжет сильно напоминает сериал Wet Hot American Summer: 40-летние люди притворяются 20-летними, по идее, уморительно, в реальности — неадекватно. Две сестры, Мора и Кейт, разбирают свои подростковые вещи в родительском доме, который выставлен на продажу, и решают устроить громкую вечеринку и вспомнить молодость. Когда-то близкие или раздражавшие одноклассники, первая любовь, парень, с которым ты шла на свидание всем назло, — «Сестры» в лучшие свои моменты напоминают «Суперперцев», а в худшие — все голливудские комедии на троечку, в которых слишком многое шло не так, чтобы кино запоминалось надолго. Фанатам Фей и Полер, правда, будет приятно в любом случае — и просмотр фильма на языке оригинала может в конце концов примирить со средненькой режиссурой Мура: никто не пытается делать вид, что это кино без Тины и Эми кому-то пришло бы в голову посмотреть. Мужской брат-близнец этого фильма — «Дедушка легкого поведения» с Робертом Де Ниро и Заком Эфроном на розовом «Мини Купере» в разгар спрингбрейка — тоже выходит в январе. Жалко, нельзя посмотреть два по цене одного.

Премьера 14 января 2016 г. 

 

«Холодный фронт»
реж. Роман Волобуев

Когда хороший кинокритик решает снимать кино, это всегда дает пищу для надежды: наконец тысячи любовных треугольников, лучших драм и видеорядов сложатся в новый фильм человека, который решил перейти от слов к делу. Большая насмотренность никогда не может считаться недостатком начинающего режиссера, и от одного из лучших авторов текстов о кино на русском языке хочется ждать простых, изящных и остроумных решений. Формально «Холодный фронт» — надрывная мелодрама о любовном треугольнике в доме на берегу моря. Две по-разному красивых девушки, один растерянный парень, холодное море прибивается к берегам, ветер гуляет среди высоких трав, длинных волос и ворсистых шуб. Камера через плечо, руки, запутавшиеся в одеяле, нежные спины и потрескавшиеся губы — в довольно ученическом «Холодном фронте» много привычной красоты современного кино (от парящего Любецки до конвейера инди-мелодрам «Сандэнса» и «Трайбеки») и притягательных, но действительно общих визуальных решений. С другой стороны, в российском кино преступно мало отвлеченных рассуждений о близости и боли, которую причиняют самые родные, чтобы при этом в простой истории не был зашифрован Левиафан, а сломанные судьбы людей не рифмовались с судьбами родины. И если Роман Волобуев снимал личное, камерное и молодое кино о роковом притяжении под влиянием, то попытка в любом случае засчитана. 

Премьера 14 января 2016 г. 

 

«Пятая волна»
реж. Джей Блэйксон

18-летняя Хлоя Грейс Морец теперь может вытянуть на себе в одиночку здоровенный блокбастер: хорошая новость для всех, кто привык осуждать Голливуд за сексистские стереотипы. «Сойка-пересмешница» с Дженнифер Лоуренс, «Дивергент» с Шейли Вудли, «Ханна» с Сиршей Ронан, новые «Звездные войны», построенные вокруг молодой героини Рей, — теперь мир спасают сильные девушки. «Пятая волна» собрана из всех апокалиптических антиутопий разом: сперва отключается электричество, потом на планету обрушивается череда стихийных бедствий, вирус забирает меньшинство, оставшееся в живых, «другие» вторгаются в человеческие тела, и остается последняя битва. Мир будут убивать разными способами, не жалея хромакея, а юная блондинка захочет спасти брата, влюбиться, разоблачить инопланетный заговор и расстрелять в упор всех, кто ей помешает. За два часа «Пятой волны» в голове промелькнет весь сай-фай, виденный за последние десять лет — от «Войны миров» до «Людей Икс»: никто из команды фильма не стесняется вызвать у вас дежавю.

Премьера 21 января 2016 г. 

 

«Джой»
реж. Дэвид О. Расселл

Роль Тиффани в «Мой парень — псих» Дэвида О. Расселла принесла Дженнифер Лоуренс «Оскар», а «Афера по-американски» запомнилась всем сценой с микроволновкой и фетишем сексапильной домохозяйки относительно запаха лака для ногтей. Третий фильм подряд режиссер собирает своих любимцев, чтобы рассказать историю о миллионерше Джой Монгано, дочке италоамериканцев, придумавшей чудо-швабру и воспитавшей троих детей после болезненного развода. Уже очевидно, что Лоуренс может озолотить кого угодно — авторов экранизации «Голодных игр», Dior или О. Расселла с новым актерским предложением, с которым Дженнифер совершенно точно войдет в историю кино. Смотреть «Джой» со скепсисом мучительно: драматические клише на месте, а О. Расселл лучше всех умеет рассказывать эпос о хозяине бруклинских химчисток, как будто бы он волк с Уолл-стрит. Лоуренс — несгибаемая, как Мадонна, только со шваброй: неудачный брак закаляет характер, отец подливает масла в огонь вместо того, чтобы спокойно подвести дочь к алтарю, дети каждый день напоминают о прошлых ошибках. О. Расселл нагло рассказывает историю американской мечты заголовками передачи «Я сама», но отвести глаза от Джой Монгано так же трудно, как от Эрин Брокович 15 лет назад. Исполнить такую роль — мечта каждой женщины в Голливуде. Мечты Лоуренс сбываются одна за другой, а мы награждены зрительским счастьем — видеть ироничную и харизматичную актрису в зените своей красоты, молодости и таланта.

Премьера 21 января 2016 г. 

 

«Статус: Свободен»
реж. Павел Руминов

 

Фильмам Павла Руминова год за годом не везет со сценариями и прокатом: в этот раз, кажется, все имеет шансы совпасть. Отличные актеры — Козловский и Боярская, жанр новогоднего ромкома, всероссийский прокат — кажется, кино хотя бы дойдет до зрителей, для которых снималось. История простая и старая, как мир: Афина устала от Никиты и решила связать свою жизнь с немолодым стоматологом (в это трудно поверить, но ладно). Задача Никиты — чтобы такая-сякая перестала глупить и согласилась попробовать снова. Новогодние каникулы — время, когда размякшая от пьянства душа готова дать шанс новому российскому кино, и, возможно, не зря.

Премьера 21 января 2016 г. 

 

«Строго на Запад»
реж. Джон Маклин

Вестерн шотландского дебютанта Джона Маклина стал хитом «Сандэнса» и фильмом с одним из самых интересных кастингов последнего года. Понятно, что все взгляды будут прикованы к Майклу Фассбендеру на афише, но это не совсем справедливо: Коди Смит-Макфи, не получавший прежде главную роль на большом экране, смотрится свежо, убедительно и очень бодро — очевидно, это одно из самых интересных новых лиц независимого кино. К вестерну постоянно возвращаются то гранды типа Коэнов и Тарантино, то независимые (например, Келли Рейнхардт в «Обходе Мика»), и для того, чтобы рассказать историю о добре и зле без лишнего пафоса, этот жанр действительно стоит оживить здесь и сейчас. Маклин снимает кино в Новой Зеландии без американских актеров, и при этом получается самое американское зрелище — о правде силы, коварстве и прямолинейной жестокости «или ты, или тебя». Искусная стилизация с ломающимся голосом молодого режиссера, «Строго на Запад» — тот хороший крепкий дебют, которых на самом деле так немного в истории кино.

Премьера 21 января 2016 г. 


«КРОВЬ МОЕЙ КРОВИ» 
РЕЖ. МАРКО БЕЛЛОККЬО

Невероятно красивый, поэтичный и сложный фильм Марко Беллоккьо собирает в себе несколько итальянских клише — католическое чувство вины, барочную эпоху, тайны уединенного монастыря в затерянном городишке Боббио, — отчего не становится ни капли хуже. Формально история разделяется на две как будто бы не связанные между собой части: мистическую историю из XVII века и таинственную жизнь того же монастыря в наши дни. В XVII веке монашку, соблазнившую священника, обвиняют в сговоре с дьяволом и пытают огнем и водой в наказание за грехи. В современности странствующий налоговый инспектор и русский богач стучатся в двери заброшенного конвента, чтобы купить его. Как переплетены между собой истории, наблюдать невероятно интересно: Беллоккьо хватает иронии поиграть с ватиканским наследием и барочным театром. В кадре его актеры выглядят мраморными героями итальянских барочных полотен, а мрачные тени сопровождают современников, незаметно дыша в затылок. Кто и в кого перевоплощается и как историческая картина на середине ломается в вампирский фильм, не имеет никакого значения: «Кровь моей крови» хочется пить маленькими глотками, не отлипая от экрана ни на секунду.

Премьера 21 января 2016 г. 

«ИГРА НА ПОНИЖЕНИЕ»
РЕЖ. АДАМ МАККЕЙ

 

Захватывающее кино о бирже удалось два года назад снять Скорсезе, и «Игра на понижение» по книге автора «Человека, который изменил все» — еще один мощный рывок в ту же сторону. В центре повествования — ипотечный кризис 2008 года, на котором большинство проиграло, но некоторые, само собой, выиграли. На фильм работают четверо феноменальных актеров — Питт, Бэйл, Каррелл и Гослинг, — переворачивая остросюжетный триллер с ног на голову: местами «Игра на понижение» кажется ситкомом, местами — мощным спортивным фильмом, благо азарт бизнесменов и брокеров имеет в себе куда больше тестостерона, чем кажется читателям банковских сводок. Старая истина о том, что ограбить банк — меньшее преступление, чем учредить банк, разыгрывается лучшими силами Голливуда со скоростью света: «Фрикономика» или «Черный лебедь», прочитанные перед фильмом помогут разобраться в происходящем куда больше рецензий кинокритиков.

Премьера 21 января 2016 г. 

 

«13 часов: Тайные солдаты Бенгази»
реж. Майкл Бэй

В 2012 году в Штатах был опубликован бестселлер журналиста Митчелла Зукоффа, преподавателя Бостонского университета, записавшего воспоминания пяти служащих ЦРУ о ночи 11 сентября в дипломатической миссии США в ливийском городе Бенгази. В поле зрения автора попадает и военная политика Америки на Ближнем Востоке за последние 50 лет, и методы ЦРУ-разведки, и границы между терроризмом и партизанской борьбой, и подвиг американских спецслужащих по спасению коллег. Военный блокбастер Майкла Бэя — безусловно, кассовая история, существующая в мире, где ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ. — Interview) берет на себя ответственность за теракты в мировых столицах, сериал «Родина» бьет рекорды по просмотрам, а исламофобия в западном обществе достигает опасного предела. В этом смысле экшен о бойцах ЦРУ — спекуляция на очень горячую тему: Бэй не очень много рефлексирует и снимает взрывы в Бенгази так, как до этого снимал «Трансформеров». В фильме прочитывается четкая повестка и агитационный дух, с которым Штаты ведут борьбу на чужой территории со времен Второй мировой войны — очевидно, это на пользу лихо закрученному сюжету, но сильно упрощает неоднозначную историю самого актуального противостояния современности: западного нефтяного капитализма и исламских фундаменталистов. 

Премьера 28 января 2016 г. 

 

«Кунг-Фу Панда 3»
реж. Алессандро Карлони, Дженнифер Ю

Франшизы с множеством частей редко удаются, но вторая часть «Кунг-фу Панды» действительно не уступала первой. В третьей части панда По встречает давно потерянного отца (приемный отец Гусь будет чувствовать себя лишним) и отправляется с ним в скрытый от лишних глаз поселок панд, куда от людей и хищников спрятались соплеменники По. Новый вызов для главного героя — предотвратить надвигающийся геноцид и стать наставником для бесчисленной панда-популяции. Дзен, боевые искусства, диета и коллективизм — все составляющие собственного успеха По должен будет передать новому поколению бойцов. В арсенале режиссеров третьей части орава кавайных медвежат всех размеров, массовка из зайцев и свиней, старые шутки, рассказанные по новой, и голоса лучших голливудских комиков наших дней — от Джека Блэка до Дастина Хоффмана и Сета Рогена. Так что стоит найти ту самую версию на английском и послушать панд в оригинале.

Премьера 28 января 2016 г. 

  

«Девушка из Дании»
реж. Том Хупер

История отношений датской пары Герды и Эйнара (который в процессе фильма превращается в Лили) имеет колоссальный потенциал для действительно мощного фильма о сексуальности, трансгендерной идентичности и любви, которая буквально сметает все границы. У конвенционального Тома Хупера, любимчика оскаровского комитета (до этого он снял «Король говорит!» и «Отверженных»), получается, к сожалению, достаточно пресная мелодрама, спекулирующая на никак не близкой самому Хуперу теме и выдающихся актерских способностях Эдди Редмэйна и Алисии Викандер. В трансгрессивном кинематографе было множество острых и резких шагов в сторону от гендерных стереотипов, и режиссер мог продолжить богатые контркультурные традиции, но Хупера на самом деле куда больше занимают портреты, наряды и отражения главных героев, чем мир, против которого они бунтовали. Если бы у Хупера хватило смелости взглянуть в лицо не только девушке из Дании, но и ханжам, которые мешали ей/ему быть счастливой, получилась бы мощная драма на все времена. А так это просто еще один красивый фильм, вариация на актуальную тему.

Премьера 28 января 2016 г. 

Текст Алиса Таежная