Агата Кристи. «Большое путешествие».

АСТ: Corpus, 2014
Издание подготовлено Мэтью Причардом.
Перевод с английского Юлии Полещук

В 1922 году Агата Кристи, на тот момент автор всего одного детективного романа, отправилась с мужем в кругосветное путешествие. Для нее, как и для супруга, это была скорее авантюра, чем приятный круиз: полагая, что другой возможности повидать мир им не представится, супруги Кристи согласились на сомнительную командировку и на десять месяцев расстались с двухлетней дочерью. Зато смогли бесплатно попасть в самые экзотические уголки необъятной Британской империи: в Южную Африку и Канаду, в Австралию и Новую Зеландию. Будущая «королева детектива» была правильным путешественником: она много фотографировала и подробно писала родным обо всех впечатлениях, занятиях, новых знакомых. Из этих обаятельных свидетельств и составлено «Большое путешествие». Читая книгу, можно наслаждаться приятным лаконичным стилем Кристи, вглядываться в призрачные очертания бывшей империи или же вникать в любопытные детали из жизни активной англичанки 1920-х. Кто бы мог подумать, например, что среди прочего она катается на серфе в Гонолулу, обзаведясь коротким шерстяным купальником.

Виктор Пелевин. «Любовь к трем цукербринам».

Эксмо, 2014

Новый, 12-й по счету, роман Виктора Пелевина построен по обычному для его произведений принципу: все самые актуальные явления социальной и политической жизни преобразуются в устрашающе бессмысленную модель мироздания. В ход, по знакомой схеме, идут популярные мемы, последние новостные сообщения (автор успел встроить в сюжет и события на Украине), египетская мифология и буддийская философия. Борьба добра и зла в «Любви к трем цукербринам» изображена поединком между злобными сверхсуществами Птицами и усатым зеленорылым Демиургом. Ядрами в рогатках этих Angry Birds вселенского масштаба являются, естественно, люди. Человек, впрочем, может оказаться орудием и той, и другой стороны: привязанный к компьютеру «слабый хипстерский ум» ― проводник зла, зато сосредоточенный скептик-буддист способствует удержанию сложной мировой системы в равновесии. Как всегда с Пелевиным, не очень понятно, что выбирает он сам: для автора, так убежденно изображающего иллюзорность всего окружающего, он слишком внимательно изучает нюансы и мелочи нашей повседневной виртуальной суеты. А для социального сатирика все-таки слишком равномерно брезглив ко всем и вся и слишком банален в своих ― редкими намеками проступающих сквозь презрительный текст ― позициях и оценках.

Антон Носик, Галина Тимченко, Иван Колпаков и другие. «Дорогая редакция: подлинная история “Ленты.ру”, рассказанная ее создателями (1999–2014)».

АСТ, 2014
Составитель Иван Колпаков

Бывшая редакция интернет-газеты «Лента.ру», которую возглавляла Галина Тимченко, стала чем-то вроде легенды российской журналистики. Команде изначально не очень раскрученной «Ленты» удалось сделать ее одним из самых популярных новостных ресурсов рунета (2,5 миллиона посетителей в день весной 2014 года). Более того, до последнего давать столь редкую для отечественных СМИ оперативную и не однобокую картину происходящего. За это издание и поплатилось: главного редактора сняли за публикацию интервью с одним из лидеров украинского «Правого сектора» именно тогда, когда государственная пропаганда стала достигать нынешних поразительных масштабов. За Тимченко из старой «Ленты» ушли все ― более 60 сотрудников, от специальных корреспондентов до программистов. Этот трагически-героический конец сделал издание символом не только успешной редакторской стратегии и высокого профессионализма, но и журналистской принципиальности. Книга, составленная из эссе бывших сотрудников, руководителей и основателей «Ленты» о работе в ней, как раз и рассказывает о том, как удалось культивировать все эти качества в условиях российского медиа ― не зря автор предисловия Юрий Сапрыкин назвал книгу «учебником по журналистике».

Гертруда Стайн. «Автобиография каждого».

Kolonna Publications, 2014
Перевод с английского Ильи Басса

Первая написанная Гертрудой Стайн «автобиография» вовсе таковой не была. Она писалась от чужого лица: от имени Элис Б. Токлас, возлюбленной, с которой Стайн прожила почти 40 лет. Вторую автобиографию, как раз «Автобиографию каждого», Стайн писала все-таки от себя и о себе, хотя и эта книга не слишком соответствует привычным представлениям о жанре: в ней нет четкой последовательности событий, «жизненная нитка» не разматывается от начала до конца и не становится для этой книги хоть сколько-нибудь значимым сюжетом. Скорее, Стайн сплетает плотный клубок из случайных, но очень личных событий и размышлений, из почему-либо ставших важными для нее встреч и происшествий. У влиятельной модернисткой писательницы и мысли, и друзья оказываются, конечно же, нетривиальными. Она задается вопросами из разряда «каково это ― быть гением», а самыми частыми ее собеседниками становятся авангардные художники вроде Пикассо и Пикабиа. В этом смысле история Гертруды Стайн меньше всего напоминает биографию «каждого». Но нельзя быть уверенным и в том, что это ее история, утверждает сама Стайн. «Для себя ты не ты, ты лишь вспоминаешь себя, но, конечно, себе не веришь», ― все время повторяет она. И видимо, поэтому решает, что раз уж это не совсем про нее, то ― про кого угодно, то есть ― про любого, про каждого.

Текст Ольга Виноградова