Искусство в рамах, граффити на стенах, видеоарт с экранов, кирпич, огромная барная стойка, замысловатый свет и еще тысяча и одно развлечение. Завтра в одном из лофтов жилого комплекса «АртХаус» на Яузе открывается временный клуб Door 19. Идеальный формат для зажиточной Москвы: четыре недели посетителей будут кормить мишленовские повара, поить интернациональная команда барменов и развлекать местные музыканты. Все будет происходить на фоне лихо собранного современного искусства.

Поп-ап-идея клуба перенята у западных люксовых марок, давно освоивших и практикующих «партизанский» маркетинг. Бывший причал, заброшенный кинотеатр, железнодорожное депо — все полезно, что в рот полезло. Первыми к такому продвижению себя пришла компания Comme des Garçons, открывшая в 2004 году поп-ап-магазин в бывшей книжной лавке в рабочем районе — внутри лишь кронштейны с одеждой; никакого специального декора и дизайна. Следом открылся магазин под мостом в Варшаве, затем в Копенгагене — в бывшем магазинчике мороженого.

«Москве по-прежнему не хватает центра притяжения, каким в Нью-Йорке стал Вильясмбург, а в Берлине — Митте, — говорит идеолог проекта девелопер Андрей Гринев. — Мечтая создать их московский аналог, мы развиваем идею. Это территория 510 гектаров на правом берегу Яузы, где уже расположены “Винзавод”, “Арма”, Artplay и “АртХаус”. В ближайшем будущем в этом районе будет появляться больше таких же ярких проектов, как Door 19. Сам клуб временно расположится в пентхаусе номер 19, это будет последняя возможность посмотреть дом изнутри: скоро туда уже заедут первые жильцы». Клуб — не первое заигрывание Гринева и его жилого комплекса с массовой аудиторией. В одном из корпусов «АртХауса» с осени вовсю работает галерея Гари Татинцяна, а три года назад куратор Катя Бочавар в рамках Московской биеннале современного искусства пыталась воссоздать посреди стройки жизнь в арт-сквоте.

«Мы, безусловно, отталкиваемся от идеи арт-квартала. Очень важно, чтобы этот район, с “Винзаводом”, “Артплеем” и “АртХаусом” зажил новой жизнью. Door 19 — первый шаг в этом направлении. Не только еда и бар, но и обязательно искусство. Нам повезло, потому как, несмотря на то что поп-ап-формат всем нравится, мало кто может себе позволить найти подходящее место», — объясняет, зачем все это нужно, директор проекта Зоя Шатилова. Действительно, если забыть о временных корнерах в московских универмагах, единственный громкий поп-ап-проект несколько лет назад делала галерея «Триумф» совместно с ММСИ. Их «Партизанский музей», на месяц открывшийся в помещении бывшего казино гостиницы «Метрополь», пользовался у любителей прекрасного популярностью.

Основательница архитектурного бюро PH.D Лана Гринева рассказывает, что при оформлении клуба вдохновлялась советским промышленным дизайном, отсюда — леса и светильники, винтажная мебель из 1960-х, пол, выложенный фанерой. Одно из главных мест Door 19 — открытая кухня, на которой каждую неделю будут трудится два новых повара. Звезды первых семи дней — Пако Моралес из Испании (шеф-повар ресторана Ferrero by Paco Morales, одна звезда Michelin) и Николас Дарногильем из Бельгии (шеф-повар важного ресторана Neptune). В меню первой недели: перепелка, оленина, корнеплоды и прочий турнепс с соком черного трюфеля и красной икрой.

Искусство доверили собрать и расставить куратору Китти Оболенской, отсюда — молодые и прогрессивные художники от берлинца Чарли Айсо до москвичей Crocodile Power. Отдельной строкой Китти выделяет своего любимца Руслана Караблина и немного жалуется на пространство: «Оно было очень сложным, в нем нельзя просто так взять и сделать формальную развеску. Пришлось работать фрагментарно. Зато нам получилось внести некий психоделический элемент, для временного места это самое интересное решение». Оставшиеся свободные стены лофта разрисовали уличные художники Валерий Чтак, Евгений Оззик и испанец Pejac. Испанского граффитчика, кстати, работа в непростом пространстве в рамках временного проекта не только вдохновила, но и помогла реализовать некоторые идеи: «Меня всегда интересовали особенности эфемерного искусства, которое исполняется для мимолетного восприятия и вскоре исчезает. Это было очень распространено в барочном искусстве, смысл был в том, чтобы насладиться фреской, существующей не дольше, чем проект Door 19. Я поместил рисунок рядом с окном, потому что мне хотелось отразить дуновение ветра в пространстве. Получается, будто ветер на улице трансформирует помещение в место на природе. Это здорово сочетается с органическим дизайном клуба».

«В барном меню мы делаем упор на коктейли. Они будут меняться каждую неделю, состоять из сиропов и настоек, сделанных самим барменами. Классические “Маргариты” и “Дайкири”, старые “Сауэер” и Old Fashioned мы будем готовить с новыми ингредиентами, специями, ягодами и, естественно, алкоголем. Рецепты будут меняться каждые два дня» — на счету бартендера Door 19 Андреаса Цаноса работа шеф-барменом в восьми заведениях, среди которых числятся Atlantic/Dicks Bar, Zuma, Lonsdale и Purl Speakeasy, и упоминание в списке пяти лучших барменов мира по версии журнала Forbes. Можно быть уверенным, что ориентировочные 500–600 рублей, запрашиваемые за коктейль в Door 19, будут потрачены не зря. Кроме того, организаторы обещают, что машину можно будет оставить на подземной парковке, а до дома дорогих гостей будет доставлять шаттл MINI. 

Все вместе очень напоминает и «Луч», и «Арт-Академию», и бар «Клава» что по формату, что по ценам, что по интертейменту. С другой стороны, во всем мире модный клуб в лучшем случае живет полгода, в худшем — месяц, с оговоркой на то, что слово «живет» здесь нужно понимать буквально. И четко очерченный срок существования Door 19 — прекрасная возможность, познакомиться с передовым искусством или с хорошей кухней, а затем вернуться в ту самую зону собственного комфорта. А команде Door 19 не придется через полгода испытывать неловкое чувство, которое наверняка было у создателей «Арт-Академии», когда вроде все работает, но место уже совершенно по энергетике не то. Четыре недели — идеальный срок для того, чтобы на отличной ноте закончить новую интересную мелодию.