Впервые за семилетнюю историю выставка, в которой в прежние годы принимали участие такие гранды, как Билл Виола и Марина Абрамович, сменила формат и решила представить соло-шоу одного художника. Перед входом в затемненное пространство первого этажа раздавал интервью именно он, создатель экспозиции 2016 года Дуглас Коупленд — канадский писатель, футуролог, дизайнер и художник, автор романа «Generation X», сумевший крепко прилепить этот термин к поколению, которому сегодня от 35 до 55. За его спиной размещался текст, четко объяснявший концепцию выставки «Предвосхищение. Конструктор будущего»: про то, что будущее — это не что-то далекое и неизбежное, как приговор, а вовсе наоборот — приключение, которого стоит ожидать, как увлекательного путешествия в Австралию. К тому же будущее это, по мнению, Коупленда, уже наступило, и конечно же каждый из нас может и должен принять участие в его конструировании.

По старой доброй традиции культурной столицы, где каждый сам себе ходячий институт истории искусства, никто из приглашенных на открытие выставки этот вводный текст не читал, предпочитая тут же нырнуть внутрь черного-черного помещения, где оказывался перед одной из шести сцен, раскрашенных в разные цвета. На сценах делали танцевальные па «персонажи, пробуждающие вдохновение»: ковбои в широкополых шляпах, рабочие в комбинезонах, ученые в белых халатах, спортсмены в трико, космонавты в скафандрах и патимонстры в спецдизайнах. На все это накладывалось видео под бодрые звуки диско-музыки. Возникло устойчивое ощущение попадания внутрь одного из клипов группы Pet Shop Boys начала 1990-х, что в общем-то совсем не плохо, но вряд ли может ассоциироваться с миром будущего. Причем ностальгирующий по временам своей молодости ретрофутурист Коупленд вряд ли догадывался, что именно в «Манеже» двадцать с лишним лет назад проходили рейвы с участием DJ's Westbam и Marusha, показы альтернативной моды Владимира Бухинника, а однажды и перформанс Сергея Курехина и его «Поп-механики». О последнем к месту вспомнила Анастасия Курехина, директор ЦСИ Курехина, политкорректно заметившая, что здесь точно есть один объект из мира ближайшего будущего — гибридный Lexus.

К выставленной в зале машине тем временем выстроилась электронная очередь из желающих посидеть в салоне, где на лобовое стекло проецировался марсианский пейзаж. Галерист Лиза Савина филигранно высчитывала стоимость организации выставки, делала предположения о возможных гонорарах самого художника и куратора экспозиции, бразильца Марселло Дантаса, приходя в итоге к выводу о продолжающемся кризисе в индустрии современного искусства. Фотограф Государственного Эрмитажа Юрий Молодковец, ведущий суперпопулярный инстаграм музея, сокрушался по поводу того, что не взял с собой на открытие Lexus Hybrid Art одного из постоянных героев этого аккаунта в Instagram, своего сына Шуренка. Дети, оказавшиеся в «Манеже», были действительно в восторге от возможности принять участие в интерактивной части представления: в центре зала посетители могут в произвольном порядке складировать разноцветные бумажные бруски, из которых за две недели работы выставки должен получиться некий коллективно созданный арт-объект.

Тем временем на втором этаже ЦВЗ, где развернулась выставка брендированной маркетинговой продукции Lexus в диапазоне от брелков до утепленных жилетов, собрались в ожидании официального открытия ректор Академии художеств и комиссар российского павильона на Венецианской биеннале Семен Михайловский, дизайнер бренда Biryukov Олег Бирюков, актриса БДТ Полина Толстун, продюсер фестиваля «О, да! Еда!» Артем Балаев, руководитель дизайн-студии Galerie 46 Максим Лангуев, скульптор Павел Игнатьев, владелица «Галереи дизайна Bulthaup» Лина Перлова, гендиректор продюсерской компании NCA Михаил Шурыгин, руководитель балетного фестиваля Dance Open Екатерина Галанова, соучредитель Aurora Fashion Week Михаил Баженов и другие. Ведущий открытия Федор Павлов-Андреевич тщетно дожидался на сцене автора экспозиции — в самый ответственный момент Дуглас Коупленд решил почему-то ретироваться, и в роли главного действующего лица церемонии выступил директор ЦВЗ «Манеж» Павел Пригара. К тому времени, когда началось аудио-визуальное шоу французско-каталонского проекта Golden Bug&Desilence — V.I.C.T.O.R LIVE, в зале остались лишь представители поколения Z.

Текст Виталий Котов