О совриске и Маурицио Кателлане

«Мне не нравится, когда приходится слушать 10-минутное объяснение, какой смысл несет то или иное произведение искусства. В прошлом месяце я был на арт-ярмарке Artissima в Турине, меня спрашивали, что мне понравилось, но ответа у меня не было — все было слишком непонятным. Мне нравятся работы Маурицио Каттелана, потому что их воздействие мгновенно — вам наверняка запомнится исполинский средний палец или Папа Римский, раздавленный метеоритом. Я знаком с Маурицио уже лет 10, у нас общие друзья. Он никогда не объясняет, что значат его работы, не любит, когда журнал Toilet Paper называют искусством. Его объекты как удар в живот. Реакция может быть хорошей или плохой, но она есть всегда. Думаю, что дизайн Seletti такой же. Поэтому в этом году мы решили сделать коллекцию Seletti wears Toilet Paper».   

О масс-маркете

«Еще 11 лет назад 90% процентов нашей продукции мы продавали в гипермаркетах вроде "Ашана" и Carrefour. Тогда мы в основном импортировали предметы из азиатских стран. Когда мы сделали коллекцию Estetico Quotidiano, я решил отказаться от сотрудничества с гипермаркетами, переключиться на концепт-сторы. В тяжелой экономической ситуации людям хочется прийти в хороший бутик и купить что-то от узнаваемого бренда, подписанное знаменитым художником, но по доступной цене. Seletti — это тоже масс-маркет, с точки зрения цены. В Европе наша металлическая кружка стоит 12 евро. Это новое понимание "поп": с коммерческой стороны это попса, а по смыслу нет. Моей маме не понравилась коллекция с Toilet Paper: надкусанное мыло оказалось слишком современным». 

О вкусах разных стран

«Сейчас происходят большие перемены. В последние месяцы нашими самыми благодарными клиентами стали китайцы. Многие из них даже не знали, что такое Toilet Paper, но им очень понравились рисунки Маурицио на посуде. В китайской визуальной традиции много красного, золотого, много сложных форм — вспомните китайских драконов. Китайцам очень нравится тот же Kenzo. Toilet Paper тоже о яркости, не зря они делали для Kenzo рекламную кампанию. А вот американцы, например, в свое время совсем не поняли нашу первую коллекцию Estetico Quotidiano, они спрашивали: "Зачем делать пластиковую бутылку из стекла?" Я отвечал: "Это провокация, новый взгляд, новая интерпретация". Но для них это оказалось слишком концептуально».

О конкуренции 

«Мы решили делать посуду 11 лет назад. И чтобы встроиться в этот рынок, пришлось быть изобретательными. Иначе мы не смогли бы конкурировать, например, с португальским производством фарфора, которое работает с 1865 года. Молодая компания должна создать революцию. И мы ее сделали и в дизайне, и в дистрибуции. Наши коллекции стали появляться в концепт-сторах, которые никакую посуду раньше не продавали. Наши тарелки могут висеть на стене, в то же время с них можно есть — у вас есть выбор».

О скандинавском минимализме 

«Мне не нравится скандинавская идеальность. Мне это кажется скучным. Скандинавы используют очень ограниченную цветовую палитру, только светлое дерево. Гуляя по ярмарке дизайна, вы попадаете на экспозицию скандинавского бренда — все очень красиво, идеально. Вам все нравится. Все выглядит очень милым. А потом приходите к нам: что-то вам нравится, что-то — совсем нет. Но надо признать, что с коммерческой точки зрения скандинавы очень мощные: они продают в десятки раз больше, чем мы».

О сотрудничестве с модными брендами

«В прошлом январе мы приняли участие в Pitti Uomo. Было интересно познакомиться с модной индустрией. Ее оборот в сотни раз больше, чем у брендов, занимающихся дизайном интерьеров. Вы можете покупать по несколько новых курток в год, а столовый сервиз вы приобретаете раз и навсегда. Поэтому нам сложно сотрудничать с модными брендами. Мы сделали коллекцию с Diesel, но только несколько их бутиков в мире продавали ее. Владелец Diesel Ренцо Россо сказал мне: "Я все понимаю, но этот квадратный метр приносит мне 10 000 евро в неделю, твои тарелки дадут такой результат?" Конечно, нет». 

О задаче дизайна

«Хороший дизайн помогает начать разговор. Вы входите в незнакомое помещение к незнакомым людям и видите лампу в виде обезьянки — сразу хочется спросить, что это такое. Сидите в ресторане, а перед вами тарелка — наполовину китайская, наполовину голландская. Вы начинаете размышлять о столкновении культур. Дизайн заставляет работать фантазию».

 

Текст Сергей Багулин