2007

Сама идея родилась в 2005 году, а воплотилась только в начале 2007-го. Поначалу это был разовый маленький галерейный проект, не подразумевающий никакого развития. Центральный элемент концепции — кастомизированные кроссовки. На тот момент во всем мире был хайп, как преобразить свою обувь. Мы понимали, что еще ни разу в галереях не выставлялся продукт, где, с одной стороны, показывается точка зрения художника, а с другой — пересекается еще много других направлений — таких как искусство, культура, уличная мода. Кроссовки — это один из главных предметов самовыражения для представителя субкультуры, поэтому важно было поработать именно с ними. По кроссовкам в начале «нулевых» можно было определить, чем человек занимается, каков его бэкграунд, идеи.

Важно было найти кроссовки, которые будут отображать какую-либо субкультуру и вместе с тем смогут стать предметом для самовыражения художников. Nike нас поддержали на первой выставке, показав свои Air Force 1 — у них тогда был юбилей. А художники показали некое свое видение на примере этой модели. Инсталляции получились разные — от необычных цветовых решений до внедрения скульптурных элементов. Все они сейчас хранятся в нашем архиве и у авторов.

2008

После первой выставки у нас появилось множество идей, которые мы очень хотели воплотить в жизнь. Это был взлет энтузиазма, мы получили сильный отклик от аудитории и участников. Тогда мы поняли, что оказались платформой, где разные люди могли как-то выразиться, что такого в Москве еще не было. Местом была выбрана нынешняя территория Музея Москвы. Тогда это было абсолютно андегрраундное место с низкими потолками, разваленное и забытое. Там пахло бензином и вообще было очень атмосферно. В том году анонсировали свой запуск Stussy, что для России было суперпрогрессивным шагом. Также у нас появились западные хедлайнеры — те, кто стоял у истоков субкультуры.

Одним из участников художественной составляющей стал Борис Теллеген, он же Дельта, — пионер европейского трехмерного граффити конца 1980-х, известный архитектор. В качестве хедлайнера мы пригласили Аарона Лакрейта — очень актуального музыканта в Европе на тот момент. Для нас это был прорыв и стимул двигаться вперед. 

2009 

В том году мы сделали нововведение — внедрили тематическую концепцию. Теперь участникам нужно было не просто сделать для нас стенд, а разработать его в рамках общей идеи мероприятия. В 2009-м тема звучала так: «Космос». Это было продиктовано новой локацией — одноименным павильоном на ВДНХ. Для нас важно было выбрать площадку, где до нас еще никто не работал, чтобы показать людям интересные места в Москве. До этого последнее событие там проходило в 1990-е. Это была полуразрушенная площадка с разбитыми окнами, очень ветхая и очень атмосферная, напоминавшая кафедральный собор. Был апрель, очень холодно, идти от метро до нас было далеко, но тем не менее наблюдался большой энтузиазм от людей. Каждый кастом-проект был помещен в стеклянные шары — это была главная визуальная особенность выставки. Стало гораздо больше участников — больше локальных проектов, в основном из Москвы и Петербурга. 

Одним из главных участников стал Крейг Костелло — художник, создатель марки KRINK. Он тогда только вышел в публичное поле. Сейчас он вообще недосягаемый. 

2010

Один из главных моментов — наш очередной переезд, в комплекс в Ветошном переулке, рядом с Красной площадью. Это был пустующий пятиэтажный атриум, где окна выходили на задворки, закрытые для глаз. Люди могли увидеть иной облик центра Москвы. Ветошный переулок выглядела как этакая block party. Мы заняли три этажа. Проекты стали масштабнее, стало еще больше локальных участников, в соотношении с западными — примерно 50/50. 

2011 

В тот год мы отмечали наш пятилетний юбилей. Одно из важнейших событий для нас — релиз коллаборации с Casio G-Shock. Один из участников музыкального лайнапа — Grandmaster Flash — пионер хип-хоп музыки. Человек, который, по сути, и придумал диджеинг, и внес огромный вклад в хип-хоп. Без него хип-хоп вообще не хип-хоп. Он стал первым участником такого уровня среди наших привозов. 

Число участников с каждым годом все увеличивалось, и на этот раз мы уже заняли пять этажей атриума. After-party мы организовали на −1-м этаже, где когда-то был трактир — одно из самых криминальных мест в Москве. Атмосфера была тогда необыкновенная.

2012 

Этот год стал началом новой эры для нас. Мы переехали в Парк Горького. Тогда он еще не был реконструирован, и мы плохо представляли, как все организовать. У нас всегда был принцип — не работать с государственными учреждениями. Но Парк Горького стал приятным исключением. В команде Парка оказались люди нашего возраста, с которыми мы легко нашли общий язык. Тогда там не было еще ничего из того, что есть сейчас, и нашей задачей было построить, по сути, на пустыре что-то достойное. У нас получился такой маленький open air.

Тема 2012 года — «Милитари», и выбор был не случаен. Самая крупная выставка, проходившая в Парке Горького, — военная экспозиция самолетов и танков. Так что это был своего рода реверанс Парку. Тогда у нас впервые появились мотопроекты, до этого ввиду закрытого, ограниченного пространства у нас не было возможности их реализовать. Музыкальный привоз — Africa Bambaataa, пионер электромузыки и хип-хопа, что также стало знаковым моментом для нас. 

2013

Мы заняли всю Пушкинскую набережную. Тогда прошло семь лет с первой выставки, мы оглянулись назад и пришли к выводу, что за это время произошло множество событий, что субкультуры стремительно претерпевают глобальные изменения. И, таким образом, нашей темой стала «Speed and Velocity». Во всех субкультурах скорость имеет огромное значение, и мы решили сделать на этом акцент. Тогда же мы поняли, что у нас имеется большой художественный контент, который мы не хотели бы показывать в рамках open air, и это послужило толчком для запуска отдельного проекта «Синтез и Интеграция», проходящего раз в два года в рамках Faces & Laces. Мы привлекаем художников мирового уровня, которые не похожи друг на друга и которые вряд ли встретятся где-либо еще. Например, у нас есть Марк Гонзалес — пионер скейтбординга, дизайнер и художник, чьими скульптурами оформлены все магазины Supreme. Или тот же Гоша Рубчинский, который у нас представил логотип нашей новой коллекции. А еще он фотографирует и занимается продвижением собственного бренда. 

Одна из ключевых фигур 2013-го — скейтбордист Эрик Костон, очень известный спортсмен, который совместно с Nike построил самую большую скейтборд-площадку в России — они перенесли целую улицу Сан-Франциско в Парк Горького, и это был один из самых крутых проектов в истории Faces & Laces. 

2014 

Тема звучала как «Шпионские игры», а в центре нее находился анонимный активизм. Мы хотим, чтобы о нас судили не как о каких-то отдельных людях, а оценивали результаты наших трудов. Анонимность важна во всех видах культуры — от граффити до музыки. Команда Adidas сделала для нас имитацию американской шпионской станции Тойфельсберг на Дьявольской горе в западной части Берлина. Сам холм построен из обломков зданий времен Второй мировой войны. Сейчас станция закрылась и стала местом для негласных рейвов. Это был один из самых масштабных стендов. Он на 100% отвечал теме. На вышку можно было забираться, любоваться видами города и смотреть с высоты, как проходит наше мероприятие.

Участником художественной сцены стал Эрик Хейз — друг Жан-Мишеля Баскиа и Кита Харинга. Начал с граффити, но потом занялся поп-артом. Хейз и Харинг придумали все то, что сегодня называется стрит-модой, и вдохновили всех современных мировых дизайнеров этого направления. Они были первыми. Кроме того, Хейз сделал огромное количество айдентики для хип-хоп-групп, среди которых Public Enemy, Beastie Boys и LL Cool J Тогда он также разработал для нас лого, чем мы очень гордимся. Это был пик нашего визуального развития.

2015 

Тема прошлого года — «Ярость». Здесь нет никакого политического подтекста. В тот год мы работали с бюджетом 2014-го, и нам было достаточно комфортно, хотя в ходе работы возникало много проблем. Много палок в колеса со стороны разных организаций, непонимание участников, постоянно что-то нужно кому-то объяснять и доказывать. От всего этого устаешь — и, если не относиться к своему делу с яростью, если не фигачить, ничего попросту не получится. Это и был наш посыл. 

Одним из главных наших событий стала выставка в музее Щусева Леонарда МакГурра, известного как Futurа. Для нас он — икона уличного искусства, родоначальник абстракционизма в граффити. Он ассоциируется с нью-йоркским андеграундом, сотрудничал с такими группами, как The Clash и Unkle, и создал лицо британской электронной музыки 90-х

Прошлогодняя выставка стала самой масштабной из всех, и я не знаю, удастся ли нам повторить весь этот масштаб в 2016-м. У нас был супермощный музыкальный лайнап. Несмотря на то что мы не музыкальный фестиваль и никогда не делали акцент на музыкальной составляющей, нас стали ассоциировать с музыкой, что нам очень приятно. У нас было множество площадок — от регги и дэнс-холла до панка и рокабилли. 

2016

Тема этого года — «City under Construction» — город не в процессе ремонта, а в процессе эволюции. 

Мы поняли, что Москва является нашим единомышленником все эти десять лет и продолжает нас вдохновлять. Десять лет — это очень сложная точка для нас. Город меняется на наших глазах, растет, развивается — и так же Faces & Laces. Это и сложный период для индустрии, которая находится не в прогрессирующем состоянии не только в России, но и за границей. В этом году у нас будет масштабная скейтбордическая площадка от Vans — House of Vans. Там будет интегрировано множество элементов городской среды, тракторы, рабица, машины, засыпанные песком, и мне самому интересно посмотреть, как это будет выглядеть. У нас также будет большая площадка Speedshop, где будут выставлены очень редкие кастом-автомобили и мотоциклы, а также представлена соответствующая культура — кухня, техника, одежда и татуировки. У нас будет огромный локальный лайнап. Также на площадке от Street Beat и Re:Store пройдет международная часть контеста по диджеингу — чемпионат DMC на звание лучшего диджея мира, в котором примут участие все ведущие российские диджеи, а победитель поедет на финальный тур в Лондоне. 

На набережной мы в этом раз не умещаемся, поэтому расширились до Фонтанной площади, где и будет стоять главная сцена. А after-party будет проходить в особняке XIX века на «Павелецкой», который, я уверен, в скором времени станет одним из главных мест ночной Москвы.

Для меня очень важно сохранять бесплатный вход, потому что информация должна быть бесплатной. Я хочу, чтобы человек пришел и узнал, что за кроссовки он носит. Я рад, что люди в нашем городе стали выглядеть лучше. Думаю, что вклад, может, и небольшой, в это дело мы внесли. Это не просто развлекательная площадка с едой и одеждой. Наша задача — образовывать людей, знакомить их с индустрией, в которой мы работаем.

Текст Анна Кинаш