Давно доказано, что не все дороги ведут в Рим. Модные тропы уж точно. За высокой модой традиционно едут в Париж, за прет-а-порте — в Нью-Йорк, Лондон, Милан и снова Париж. Но Сильвия Вентурини-Фенди, президент Недели моды Alta Roma, убеждена: игнорировать Рим — ужасно несправедливо, а для журналистов и вовсе непрофессионально.

Уже в 26-й раз в Риме проходит Неделя высокой моды Alta Roma, и за четыре дня журналистам обещают невозможное — рассказать обо всех новых дизайнерах, которые заслуживают внимания, и прославить концепцию «made in Italy», не забыв отдать дань и ремесленничеству.

В этом году мероприятие было почти под угрозой срыва. Местные власти объявили, что урезают финансирование, и, мол, крутитесь, как хотите. Собственно, Вентурини-Фенди не зря носит высокую фамилию, она быстро подсуетилась и объявила спасение Недели под хэштегом #iosonoconaltaroma и собрала необходимую сумму для того, чтобы не ударить в грязь лицом перед иностранными журналистами.

За четыре дня охватить всю модную промышленность Рима, конечно, невозможно, поэтому отбор участников Недели довольно строгий. Здесь есть и именитые кутюрные дома вроде Renato Balestra, и молодые участники вроде Piccione.Piccione. И если про первых написать что-то новое довольно трудно, то про вторых можно делать отдельные репортажи.

Строится Неделя так же, как и любая другая. Показы по расписанию на трех основных площадках и обширная программа с шоу-румами и выставками за пределами подиумов. Главное — показать, как молодые и талантливые умело используют все то наследие, которое есть у итальянской высокой моды. Слово, которое слышится здесь чаще остальных, — это не «тренд» или «мода», а «качество».

ROOM SERVICE

Моя Неделя Alta Roma началась с большого мероприятия в Marriott Grand Hotel Flora. На одном из этажей проходит так называемый room service. Молодые дизайнеры выставляют в сьютах и люксах свои коллекции украшений, одежды, аксессуаров (от очков до обуви и сумок). Среди прочих было очень приятно обнаружить несколько дизайнеров с постсоветского пространства. Например, Вагана Хачатряна, который эксплуатирует армянские традиционные мотивы, и Зульфию Султон, хрупкую девушку из Узбекистана. В ее платьях хоть завтра на «Оскар». Или в Канны.

WHO IS ON NEXT?

Если продолжать тему молодых дизайнеров, то Alta Roma занималась их продвижением задолго до всех остальных Недель. Отсюда и конкурс Who Is on Next?, который проводится совместно с Vogue Italia. В этом году победителем стал Николас Мартин Гарсия. Он создал коллекцию вещей нежных пастельных цветов, но при этом для мужчин. Получилось довольно провокационно, впрочем, и свежо. Кстати, Николас учился в той же Академии моды и костюма, что и Фрида Джаннини, экс-дизайнер Gucci, и многие другие именитые. Надо признать, что по части поиска молодых имен Alta Roma может дать фору кому угодно. Среди победителей прошлых лет: MSGM, Aquilano Rimondi, Stella Jean и так далее.

A.I. ARTISANAL INTELLIGENCE

Прежде чем сесть писать свой репортаж, я, конечно, подсмотрела, что о Неделе написали мои коллеги. И, честно говоря, немного расстроилась. Почти все проигнорировали Artisanal Intelligence. А по мне, так это было одно из самых красивых событий в рамках Недели. На этот раз выставка (а иначе назвать я не могу) проходила на вилле Понятовского. Здесь вообще-то находится что-то вроде музея декоративно-прикладного искусства. В холодных и немного мрачных каменных залах бок о бок со стеклянными витринами, в которых лежит вечность, выставлены украшения, одежда и аксессуары, созданные буквально вчера молодыми дизайнерами. То тут, то там стоят манекены, одетые в наряды прошлых веков — нижнее белье XVIII века, платья. Artisanal Intelligence призвана подчеркнуть связь времен. Ведь, как это ни печально, многие молодые сотрудники глянцевой и модной отрасли об истории моды слышали разве что краем уха.

BELLISSIMA 

Еще одно очень яркое событие в рамках Недели — ретроспективная выставка итальянской моды с 1945 до 1968 года. Национальный музей искусств XXI века, он же музей MAXXI, — здание из стекла и бетона как нельзя лучше подходит для того, чтобы показать, чем богата история итальянской моды. Здесь и платье авторства Карла Лагерфельда, когда он еще работал для Krizia, и наряды, которые снимались в кино. Но самая трогательная часть — документальные съемки показов. По регламенту мы должны были провести на выставке не больше часа, но оторваться от вышивок, фильмов, аннотаций и просто невероятно красивых вещей из архивов было совершенно невозможно. Грустно становилось только от рассказов кураторов, что для того, чтобы собрать выставку, им прошлось чуть ли не в Интерпол обращаться и разыскивать каждое платье по всему миру. К сожалению, почти ни один модный итальянский дом не сохранил своих архивов. Коллекцию собирали в прямом смысле слова по крупицам. Спонсором выступила ювелирная компания Bvlgari. 

Мне вообще кажется, что поездка на Alta Roma должна входить в обряд посвящения в профессию. Можешь назвать три главных итальянских ремесла — получаешь допуск к текстам, не можешь вспомнить ни плетение флорентийских кружев, ни доблесть итальянских кожемяк, ни вышивку Барджелло — вон из профессии. А точнее — марш на Alta Roma. Просвещаться. Да и Рим сам по себе хорош. 

Фотографии: Andrea Buccella, Натела Поцхверия, архив пресс-службы музея MAXXI.

Текст Натела Поцхверия