Спустя всего пару месяцев после того, как компания Google начала тестировать свои Google Glass, на показе Diane Von Furstenberg весна-лето/2013 модели уже выходили в них. Из отснятого материала потом смонтировали фильм, а сами очки в дизайнерской оправе запустили в продажу на Net-a-Porter. Тогда это казалось просто хорошим PR-ходом: поговорили и забыли. Почему мы вспоминаем об этом сейчас? Пять дней назад в рамках Недели моды в Нью-Йорке показ мужской коллекции Devon Halfnight LeFlufy проходил с использованием очков дополненной реальности Samsung. Теперь уже не модели, а гости надевали инновационный девайс и видели сразу и коллекцию, и виртуальный мудборд, созданным тремя digital-художниками. Что во времена, когда в каждом торговом центре ловят покемонов, выглядит уже не сенсацией, а удачной сценографией.

Еще один предвестник перемен — релизы все новых и новых инновационных тканей. О них постоянно твердят спортивные бренды (им и по роду занятий положено!), Uniqlo со своей линейкой Heattech и различные марки денима. Дальше всех пока шагнул Levi’s: еще в начале 2016 год бренд анонсировал запуск коллаборации вместе с Google. Представьте себе джинсовый жакет с чипом: проводите пальцем по рукаву и отвечаете на звонок мобильного. В Москву на презентацию осенне-зимней коллекции жакет так и не привезли, в продаже у нас его не будет вовсе, но в сентябре обещают хотя бы показать.

Однако технологии меняют не только формат показов или свойства ткани (здесь большая часть разработок засекречена и попадает сначала в военную промышленность), но в первую очередь подход к шопингу. И речь не о See Now, Buy Now.

виртуальный шопинг

Представьте: вы заходите в бутик. Перед вами — полки с обувью. Берете пару туфель, щелчком пальцев меняете их цвет, потом легким движением руки отправляете их на кассу. И вдруг слышите, что собака что-то свалила на кухне, — приходится отвлечься. Похоже на галлюцинацию? Но это стандартная процедура шопинга с помощью технологий виртуальной и дополненной реальности. Ролики с подробным описанием того, как это происходит, начали появляться на YouTube еще год назад, но пока никто из ретейлеров не опробовал технологию в реальной жизни. Во-первых, у крошечного процента аудитории есть нужные устройства. Во-вторых, разработать и наполнить онлайн-магазин подобного типа — это вам не просто отснять сотни вещей на белом фоне и на моделях (не говоря уже о других сложностях). Тем не менее потенциал у VR- и AR-технологий огромный: фактически они решат проблему примерки товара перед покупкой — камень преткновения для онлайн-торговли. И решат ее не так, как предлагали многочисленные стартапы с онлайн-примерочными. Там по вашему образу и подобию создается кукла, и на нее что-то надевается. Здесь — другое дело: вещь можно «потрогать», «рассмотреть получше» и «надеть», прежде чем доставать кредитку. Косметические марки уже выпускают программы, позволяющие по похожей схеме тестировать макияж (например, NARS Cosmetics). Посмотрим, как скоро что-то подобное адаптируют, скажем, Burberry, Tommy Hilfiger и другие марки, не пропускающие ни одной технологической инновации.

3d-прототипы и умные зеркала 

Обычный, офлайновый ретейл тоже не дремлет: в конце концов, люди пока не перестали ходить в магазины и тратить деньги. И с ними тоже можно работать по-новому. Как? В ход идут самые разные технологии. Например, digital-платформы, которые сканируют вашу ногу, создают 3D-модель и отправляют ее на фабрику в другой части света — так уже делает марка The Left Shoe Company из Лос-Анджелеса. Все как у лучших итальянских обувщиков с услугой made to measure, только удобнее и быстрее. Интересно, когда уже кутюрные бренды начнут применять такие же технологии, ведь куда удобнее обмерить клиентку дистанционно, чем несколько раз гонять ее в Париж.

Умные зеркала — еще одна инновация, запущенная почти год назад сразу несколькими компаниями. В примерочных Neiman Marcus появились специальные MemoryMirrors: они запоминают (фотографируют) вас в каждом из нарядов, позволяют просмотреть и сравнить между собой все вещи в выборке, сразу же увидеть на себе все варианты цветов и фактур, а еще расшерить фото в социальных сетях. У спортивного бренда Lululemon зеркала — это, по сути, такие гигантские планшеты: там еще можно узнать все о жизни сообщества и ближайших тренировках. В игре и Ralph Lauren: здесь зеркало может предложить клиентке как минимум подходящие к образу аксессуары.

Но самую экстравагантную штуку в технологическом ключе придумали Uniqlo: они запустили в Австралии проект под названием UMood: с помощью специального датчика компьютер анализирует нейронную активность мозга покупателя, выдает заключение о его настроении и рекомендуют, какую футболку выбрать. Много ли было желающих пройти настроенческий тест и помогло ли это увеличить продажи — неизвестно. Но кажется, что скоро карманные девайсы и правда будут советовать, что надеть, обмерять нас со всех сторон, заказывать bespoke-новинки из-за океана и складывать их в виртуально-дополненный гардероб. Звучит захватывающе, нет?

Фото (заглавное): Allsion Crank, проект The Reality Theatre; архивы пресс-служб

Текст Елена Кряквина