Yves Saint Laurent Rive Gauche (1979)

Ив Сен-Лоран отличался прогрессивными взглядами и часто удивлял публику. Он снялся обнаженным для съемки первого мужского парфюма собственной марки, был одним из первых модельеров, пригласившим на показ чернокожих манекенщиц, и популяризировал смокинг как элемент женского гардероба. Для подачи аромата Rive Gauche его компания использовала образ свободной и счастливой в своей самодостаточности женщины. Транслировали рекламу в кинотеатрах под слоганом «не для женщин, лишенных индивидуальности». Сам аромат был создан на пике феминистического движения и существенно отличался от нарочито чувственных и сексуальных композиций, модных в те времена.

Chanel Egoiste (1990)

Таинственный господин хладнокровно отвергает десятки женщин, а потом безмолвно исчезает — так французский фотограф и иллюстратор Жан-Поль Гуд довел до абсурда классический сюжет об альфа-самце. В качестве звукового сопровождения использовалось произведение Сергея Прокофьева «Танец рыцарей», а реплики женщин взяли из пьесы французского драматурга XVII века Пьера Корнеля. Спустя год Гуд снова был приглашен Chanel для работа над новым рекламным роликом, на этот раз для женского аромата Coco.

Revlon Intimate (1987)

В далеком 1987 году, когда бренды еще не спекулировали на затейливом сексе и никто не хотел пахнуть «дворцовой путаной» (Etat Libre d'Orange, привет), Revlon показала настоящую БДСМ-практику при участии супермодели Синди Кроуфорд. Вряд ли в 2016-м на телевидении пропустили бы что-то подобное: общественность сегодня чутка к проявлениям сексуальной объективации в рекламе, так что умалять личность даже не очень популярной модели до просто красивого тела знаменитой марке бы не позволили. 

Chanel № 5 (1998)

На волне ребрендинга в честь 75-летия аромата дом привлек известных кинорежиссеров для создания видеорекламы. Первым пригласили Люка Бессона. Благодаря обращению к теме мистики и волшебства интерпретация сказки о Красной Шапочке с популярной моделью Эстеллой Уоррен в главной роли и настоящими волками имела огромный успех, и ролик даже пересняли спустя несколько лет.

Yves Saint Laurent Belle d'Opium (2011)

В истории бренда не раз случались скандалы вокруг его рекламных кампаний. Так, в танце французской актрисы Мелани Тьерри из рекламы фланкера Opium британские критики увидели имитацию процесса приема опиатов. В ответ представители YSL собрали фокус-группу из пяти сотен женщин, и, хотя ни одна из них после просмотра ролика не выразила желания употребить наркотики, он был запрещен в Британии. Но это даже пошло на пользу популярности YSL. Отдельно стоит отметить прекрасный в своей грубости слоган «Я твоя зависимость, я опиумная красавица».

Marc Jacobs Daisy, Daisy Dream,
Daisy Eau So Fresh (2014)

Хотя в 2011 году Марк Джейкобс подвергался критике за сексуализацию детского образа в съемке Дакоты Фаннинг для аромата Oh! Lola, промо Daisy Dream и общий для всех трех ароматов линейки Daisy мини-фильм был снят именно в приторной стилистике, которую проще всего охарактеризовать нелюбимым филологами словом «девочковая». Автор обоих роликов американский режиссер и близкая подруга Марка София Коппола раньше участвовала в рекламных кампаниях бренда как консультант. По словам Джейкобса, ему ни разу не потребовалось посетить съемочную площадку Daisy: он полностью доверял Софии, настолько слаженной была их работа. 

Calvin Klein Be (2006)

Рекламная кампания унисекс-аромата CK One 1995 года по-новому обыграла гендерные нормы и стала ярким отображением духа свободы того времени. Аромат произвел сумасшедшее впечатление, а его рекламная кампания с тогда еще начинающей моделью Кейт Мосс запустила волну помешательства на андрогинной внешности. После успешного старта One Calvin Klein продолжила преодоление гендерных условностей, а в 2006 году сняла вирусное промо для аромата CK Be: герой, зачитывая на камеру известное в американской культуре рекурсивное стихотворение о Йоне Йонсоне, внешне практически не меняется, но ежесекундно перевоплощается из мужчины в женщину и обратно. 

Kenzo Tokyo (2007)

Как правило, реклама товаров для мужчин однообразна и набита штампами маскулинности. Рекламщики до сих пор боятся работать с типажами за пределами диапазона от играющего мускулами яхтсмена до рок-музыканта в белоснежных кедах (дама максимальной сексапильности как трофей за покупку нового парфюма прилагается в любом случае). Kenzo такой подход никогда не был свойственен. В работе над видео Tokyo бренд не использовал продающие образы, а заснял пейзажи ночного Токио, чьи неоновые огни вдохновили бренд на создание этого аромата. Простой, но эффектный трюк, не требующий колоссальных бюджетов и знаменитостей. 

Giorgio Armani Gio

Не все знают, что в неизмеримом списке талантов Дэвида Линча присутствует также работа над рекламой. И в этой сфере он активен и востребован: снимает промо и итальянских макарон, и PlayStation ll. По мнению самого Линча, одним из лучших роликов в его портфолио является реклама женского аромата Gio by Giorgio Armani. К слову, в этом ролике можно заметить зал отеля, который позже будет задействован в съемках линчевской «Внутренней империи».

Jean Paul Gaultier Ma Dame (2008)

Лицом остро-сладкой воды Ma Dame Готье выбрал хорошо знакомую ему модель Агнес Дейн как олицетворение успеха в борьбе против стереотипов о женственности. К слову, самобытная и смелая Дейн сделала карьеру благодаря эксцентричной внешности и, помимо множества модельных наград, в 2008 году получила официальный титул посланницы британской молодежной культуры.

Текст Роксана Киселева