Зайдите в свою ванную, подойдите к полке с косметикой и посчитайте количество банок. Десять? Пятнадцать? Принимайте поздравления, если не двадцать. И не забудьте посчитать то, что стоит на раковине. 

От перепотребления удержаться трудно. От перепотребления косметики — еще сложнее. Не по стоимости, так по размеру это чаще всего маленькие покупки, которые как будто не захламляют пространство вокруг. У них известный терапевтический эффект: в унылое осеннее утро мало что способно поднять настроение лучше тоника или пилинга с натуралистичным запахом каких-нибудь забытых абрикосов. 

Но чаще уходовую косметику покупают именно за основную функцию. И наличие в доме нескольких сывороток и кремов всегда оправданно. Состояние кожи меняется не по сезонам, а каждый день. Сегодня ей нужно суперувлажнение, завтра — мягкий пилинг, а послезавтра — ударная доза антиоксиданта. Одним средством тут не обойтись. 

Так считали примерно вчера. А сегодня появились бустеры, которым прочат все лавры вашего сложносочиненного ухода. Потому что с ними десяток полноразмерных склянок перестанет быть нужным: с его задачей вполне справится базовый дневной крем. Если докупить к нему несколько маленьких пузырьков с концентрированными сыворотками. 

В это верила еще несколько лет назад французская марка IOMA (она есть в «Иль де Ботэ»). Для нее светоч микроэлектроники Жан-Мишель Карам придумал сканер, который считывает состояние кожи. В зависимости от показателей поврежденности, обезвоженности и сальности консультанты смешивают каждому клиенту индивидуальный дневной или ночной крем. Проще говоря, обаятельный Карам предложил выбирать косметику не против морщин или старения, а для красивой кожи.

Моду на косметические конструкторы предвосхитила другая европейская марка — Sepai. Ее создательницы Паола Гульотта и Роксана Чанг предлагали прокачивать средства Sepai самостоятельно. Подсказать, какой именно шприц с концентратом вам вкачать в крем, должны были консультанты марки — правда, в их распоряжении сканера и другой электроники не было.

За рамки узкого круга любителей «умной» косметики тренд на индивидуальный уход долго не выходил. Но любая удачная метода всегда приспосабливается под широкую аудиторию. Вспомните кислотные пилинги: пять лет назад их можно было сделать только у косметолога. Сейчас средства с высоким содержанием кислот можно купить в любой аптеке и самой получить салонный результат. Та же история с бустерами. 

Одним из первых бустеров «для всех» стал Clarins Radiance-Plus Golden Glow Booster: одна его капля превращала любой крем в слабый автозагар. В этом году у марки вышло целых три концентрата — Detox, Repair и Energy, но уже с уходовыми свойствами. Clarins — первый, но далеко не последний из крупных игроков рынка, которые еще откроют для себя идейный и коммерческий потенциал бустеров. А пока на этом поле пашут их коллеги помельче. 

«Первый в мире бустер-бар» открыла сингапурская марка Skin Inc., которую взяла под крыло сеть Sephora. У нее десять бустеров, которые продаются отдельно и в наборах. Последние хороши тем, что их можно купить под определенную проблему: обезвоженность или потерю тонуса. С таким подходом можно вызвать доверие даже у не самого образованного потребителя.

Калифорнийский бренд с французскими корнями Odacité ориентируется на любителей натуральной косметики, а это большой сегмент покупателей. Его концентраты создаются без искусственных примесей, на основе редких масел. Принцип, кстати, не нов: вспомните цветочные масла Darphin и Decléor в крошечных флаконах, которые в магазинах уже бог знает сколько лет. Австралийская органика MV Organic Skincare тоже есть в бустерах на базовых и эфирных маслах.

Успехи о похождениях бустеров можно продолжать. Американцы из Philosophy сделали всего один органический бустер, зато какой. Turbo Booster C Powder — это антиоксидантная пудра с витамином С, которую можно смешивать с любой сывороткой. Формат пудры выбран неспроста: этот витамин в жидкой форме очень быстро распадается и теряет все свои свойства. Сотни восторженных отзывов на сайтах Ulta, Amazon, Sephora и MakeupAlley заставляют как минимум обратить на пудру внимание.

Как видно, производители ухаживающей косметики не сидят сложа руки. Но и про макияж никто не забывает. Канадцы в Cover FX сделали отличные капельные хайлайтер и бронзер. А еще одна небезызвестная канадская фирма давно такими промышляет: крошечные пузырьки M.A.C Lustre Drops содержат жидкий оттеночный хайлайтер, которым можно разбавлять любимый тон. 

Также у Cover FX есть концентраты, которые она советует добавлять в «родной» тональный, чтобы сделать его антивозрастным, увлажняющим или успокаивающим. Правда, есть подозрение, что для такого же эффекта капли можно вмешивать в обычный дневной крем.

Крайне недурной подарок приготовил и аптечный люкс. Dermalogica придумала то, чего не могли дождаться ненавистники традиционных санскринов. Бутылочка Solar Defense Booster SPF 50 делает из любого крема солнцезащитный. То есть защита от солнца есть, а белого налета, жирности и неприятной липкости от него нет. 

Энтузиазм в отношении бустеров у прогрессивных потребителей сравним с тем, с каким лет десять назад они встречали сыворотки. Но сейчас именно их волшебные свойства и развенчивают. Как правило, покупатели жалуются на дикую стоимость сывороток и необходимость покупать кремы и остальной уход у того же производителя, чтоб на коже все сработало как задумано. 

С бустерами тоже не все понятно. Часто производители разрешают наносить их на кожу в чистом виде. Так, например, говорит американская марка Dr. Dennis Gross про свой набор Clinical Concentrate Booster Kit. Но если эти якобы суперконцентрированные эликсиры можно без вреда наносить на лицо, действительно ли они эффективнее обычных сывороток? 

Косметику популярных брендов часто критикуют именно за низкое содержание активных веществ. Мол, она сможет хоть что-то сделать с организмом, только если ее проглотить. Сам факт того, что производители позволяют добавлять бустеры самостоятельно, говорит, что эти средства вряд ли так действенны и эффективны, как убеждает PR‑служба бренда. 

Объяснение простое: ни одна компания не заинтересована в том, чтобы давать в руки непрофессионала орудие, неправильное использование которого может привести к судебному разбирательству. Поэтому средства с сильным эффектом, на славу которых претендуют бустеры, всегда можно было найти только по наводке косметолога, а никак не на полках супермаркета у дома.

Из этих вопросов вытекает следующий, о взаимодействии компонентов крема и бустера. Марки рассчитывают на лояльность покупателя и предполагают, что бустер и крем он будет покупать из одной линейки. В этом случае их компоненты точно будут сочетаться. Но как часто вы встречали людей, которые так и делают? Тем более бустеры сейчас будут покупать экспериментаторы, у которых вряд ли хватит терпения пользоваться только двумя средствами. 

Как поведет себя бустер, если добавить его в крем другой марки? На этот вопрос никто, кроме врача, не ответит, а он важен. Некоторые компоненты косметики нейтрализуют друг друга, другие усиливают совместное действие, третьи вообще нельзя сочетать. 

Очевидно, что далеко не все покупатели будут штудировать сайты с характеристикой ингредиентов косметики (держать это в голове невозможно). На российском рынке ситуация осложняется тем, что качественного научно-популярного русскоязычного ресурса у нас все еще нет. 

Картина выходит такая. В теории бустеры должны избавлять от лишних трат и упрощать ежедневный уход, но на практике модель усложняется. Пока тренд только набирает обороты, так что у производителей есть время учесть нюансы, которые возникают с применением бустеров. 

Пока лучше всего концентраты освоили перечисленные ранее специализированные бренды, построившие вокруг бустеров свою концепцию. Искать новинки стоит в первую очередь у них. Но и бустеры массовых брендов не стоит списывать со счетов — просто с ними придется самим вникать в особенности взаимодействия компонентов. Главное — знания, полученные в процессе, пригодятся. 

Текст Адэль Мифтахова