Еще недавно за духами Le Labo в аптечных флаконах с этикетками-квитанциями гонялись по всему миру. Теперь эти «сувениры» появились в ЦУМе. В первый день продаж Юлия Чеканова, благодаря которой лабораторные ароматы наконец привезли в Москву, поработала продавцом и делится впечатлениями.

 

 

Начну издалека. О флаконе с надписью «for Yulia» я размечталась года полтора назад. Просила друзей привезти заветную склянку из Парижа или Нью-Йорка, но как-то не складывалось: то забывали купить, то не успевали. Потом я сама поехала в командировку в Берлин и вечером, покончив с делами, побежала в концепт-стор The Corner. Часы показывали 19:01, и меня попросили прийти завтра. Завтра у меня был тренинг в Париже, причем зануднейший. Сбежала оттуда в Colette — а там Le Labo. Только я прилипла к полке с духами, как рядом нарисовался кудрявый молодой человек и начал вещать про все ароматы в целом и каждый в отдельности. Что за навязчивый продавец!

Не выдержав, я сказала, что в помощи не нуждаюсь, в парфюмерии разбираюсь получше некоторых и вообще компания, в которой я работаю, сотрудничает с Byredo, Escentric Molecules и еще десятком нишевых марок. «Продавца» это, кажется, подзадорило. А когда я расхвалила дымно-сладкие Patchouli 24, он улыбнулся: «Неплохой аромат у нас получился. Кстати, я Эдуард Роски, один из основателей Le Labo». Упс! Я моментально сняла темные очки, начала ослепительно улыбаться и спрашивать, когда же они довезут свои духи до России. Эдди порекомендовал мне купить Oud 27 («Это секс во флаконе, не пожалеешь»), и через месяц они с партнером Фабрисом Пено были в Москве. «Час икс» пробил после года согласований, получения подписей, производства мебели и т. д.

 

 

15 сентября, ровно в 10:00, я пришла в ЦУМ и встала за «барную стойку». Субботним утром девушки на шопинг подтягивались медленно, но нами заинтересовались: «Le Labo? Наконец-то». Интересующимся я устраивала мини-лекцию: «Le Labo в переводе с французского — "лаборатория", поэтому флаконы напоминают аптечные пузырьки, на которых написаны дата покупки, срок годности, имя владельца. Цифра в названии ароматов означает число компонентов. В формулах много натуральных веществ, поэтому флаконы хранят в холодильнике. В коллекции 12 духов, есть средства для тела и парфюмированные свечи».

 

 

К обеду я поняла, что с покупателями как с поклонниками: то нет никого, но стоит одному подойти — и сразу набегает толпа. Первое нашествие состоялось около 13:00. Две подружки, семейная пара и молодой человек в спортивном костюме. Поскольку мой опыт в торговле равен нулю, было сложно понять, на ком фокусироваться и кто моя главная жертва. Решила работать на нарядных подружек, а "спортсмен" пусть подождет. В итоге Кирилл, который оказался владельцем питерского интернет-магазина Botanic Beauty, стал моим первым покупателем — приобрел свечу. 

 

 

«Если первую покупку сделал мужчина, день будет удачным», — сказали мне продавцы. Я истолковала примету по-своему: первый покупатель мужского пола означал, что Le Labo на рынке ждет успех. После чего явился фанат аромата Bergamote 32 за большим флаконом 100 мл и шокировал меня тем, что в целях экономии времени отказался от именной этикетки. Потом еще трое посетителей поленились ждать две минуты, пока на бумажке печатают их имя. Москва — безумный город, что уж там.

Кстати, во всем мире, кроме России и Кореи, ароматы Le Labo смешивают прямо перед покупателем. У нас же разлив спиртосодержащей продукции запрещен законом. Может, и к лучшему, а то нетерпеливые покупатели сбегали бы на середине десятиминутного процесса.

 

 

Вскоре в корнере оказалась милая девушка, вылитая Мина Сувари. По ее собственным словам, поклонница «сложных, непонятных ароматов». Предлагаю ей на пробу Rose 31. Девушка смеется и говорит, что запах напоминает «Биг Мак». Неожиданно. Santal 33 вызвал ассоциации с салоном супердорогого автомобиля. Labdanum 18 — с детским шампунем «Буратино». Сложносочиненные пачули и уд (тот самый, который «секс во флаконе») вообще оказались трудными для восприятия. Через полчаса счастливая покупательница упорхнула со склянкой Bergamote 22. Таких, кто говорил «обожаю сложносочиненные ароматы», а уходили с простым и понятным бергамотом или жасмином, за день набралось несколько.

 

 

Перед тем как заступить на должность продавца, я долго думала: как вести себя с клиентами? Не придумав ничего особенного, просто расслабилась. Не заискивала, не навязывалась, не разводила на покупку. Рассказывала, какими духами пользуются мои друзья и я сама, кое-кому даже поведала историю знакомства с Эдди. Вспомнила, кто из знаменитостей состоит в поклонниках Le Labo. Например, Дженнифер Лопес раз в месяц покупает 140 сандаловых свечей. Райан Гослинг подсел на бергамот. Ева Мендес любит ирис.

Чуть позже выяснилось, что быть искренней и дружелюбной мало: надо еще уметь держать себя в руках. Подошли мама с дочкой: модные, нарядные, такой стопроцентный ЦУМ-стайл. Девушке у нас понравилось, однако маман заявила: «У вас тут пахнет старой бабкой», — развернулась и ушла. Еле сдержалась, чтобы не дать ей пинка.

 

 

Хотя, с другой стороны, с покупателями, которые говорят «дайте две» и даже цену не спрашивают, совсем не интересно: они скупают полмагазина от нечего делать. Другое дело — нерешительный и сомневающийся клиент. Заманить такого в сети — настоящая победа. На моем счету таких оказалось двое. Первая — дама среднестатистической наружности — сказала, что марку давно знает и любит. У нее уже есть ветивер и сандал, а теперь она хочет розу, но сомневается. Ирис тоже ей нравится, но аромат слишком резкий, быть может, в креме для тела будет деликатнее. Дама пшикает из флакона с розой и два часа гуляет. Вернувшись, брызгает на запястье ирисом и опять уходит. Возвращается. Наносит на руки молочко для тела. Это она-то знакома с маркой? Да я вообще готова записать ее в городские сумасшедшие. Но за полчаса до закрытия дама снова в корнере, покупает Rose 31 со словами: «Мы с ней идеально уживемся, и молочко ирисовое тоже заверните». Да, она меня помучила. Но это лучше, чем равнодушие. 

Победа номер два — теннисистка Динара Сафина. Она внимательно слушала и запахи, и истории. А потом говорит: «Мне сложно вот так сразу выбрать. Я люблю, чтобы у кого-то из компании аромат сначала появился, я привыкну, а потом решусь носить сама». В итоге она брызнула на руку ирисом и ушла. А через два дня вернулась.

 

 

Словом, с ролью продавца я справилась: продала 15 средств — совсем неплохо для начала. И чуть не забыла: у Эдди с Фабрисом есть отличная традиция сочинять для городов эксклюзивные духи, которые можно купить только в этом городе и больше нигде. Аромат для Москвы появится через полгода. Есть идеи, чем он будет пахнуть?