В поисках саженцев: выставка «На свежем воздухе» в Artplay

В одном из самых приличных зданий Центра дизайна ARTPLAY — том, где проходил основной проект IV Московской биеннале, а позже вручали премию «Инновация», в рамках программы поддержки молодого искусства  STUDENT Art Prom (проект, организованный Центром дизайна ARTPLAY), открылась выставка «На свежем воздухе». В одном помещении собраны работы молодых художников из ИПСИ (Бакштейновский), Школы Родченко (Деготь), Академии им. Строганова, Свободных мастерских (ММСИ), Британской Высшей Школы Дизайна, Института Strelka, Высшей Школы Экономики. Однако численное преимущество оказалось за ИПСИ, а небольшая зона работ выпускников Школы Родченко за лестницей слегка потерялась.

Выставка занимает целиком второй этаж до 20 июня. Метраж огроменный. Потолки высоченные. Искусства — целый амбар. На первый взгляд выставка покажется хаосом неоформленного самовыражения, но во всем этом очень быстро начинает звучать идея не то чтобы даже природы, а скорее некоего рынка «Дачник». И вот поди пойми, что здесь: свежая поросль или рассада, которая легко может оказаться сорняком.

Первый человек, к которому я направляюсь поговорить, — искусствовед и преподаватель ИПСИ Саша Обухова.

А ничего, что в развеске одно другому мешает?

Нет, я думаю, в данном случае одно другому скорее даже помогает. Экспозиция столь же органично прорастает сквозь себя, как и предлагает тема выставки. Это отражается на той свободе экспозиции, которую мы видим в зале.

Свобода, близкая к хаосу.

Ну а природа — это что? Хаос! Не стерильный белый куб, слава богу.

Ну да, и не отобранные непонятно из чего три работы… Скажите, а как вообще оценивать, как смотреть искусство на таких выставках? Ведь есть же много начинающих не только художников, но и галеристов и коллекционеров.

Я думаю, что любой человек, кто взял на себя смелость работать с современным искусством, с таким странным материалом, он уже эксперт по-своему. Но доверять можно только своему чутью. Те работы, в которых ты видишь перспективу, талант и образованность, в конце концов, на те и стоит обращать внимание.

Ну, вот у вас же наверняка есть свои любимчики. Можете назвать пару имен?

Я бы не стала сейчас вот прям так выделять кого-то, я их всех очень люблю. Я преподаватель, и у меня, конечно, есть свои тайные герои, но я предпочту их не называть. Буду наблюдать за ними с тщетно скрываемым любопытством.

Camoscape. Михаил Никатин. Холст, масло.

Вдохновленная веселыми глазами Саши, иду обратно в «лес» и уже вижу больше. Есть такой специальный эффект джунглей (как и темноты) — чем дольше находишься в них, тем четче видишь. Но тут попробуй не заметить — с потолка просто хлещет водопад, устроенный художницей Катей Исаевой, а Катя или кто-то из ее друзей прибирает воду картиной — ей не жалко. Тут же чьи-то дети на качелях резвятся в каком-то беличьем гнездовье. Рядом с качелями висят внушительные запасы орехов и шишек. За качелями огромная картина Михаила Никатина. Куратор выставки Александр Журавлев называет его манеру «мужицкая живопись».

Camoscape. Михаил Никатин. Холст, масло.

Camoscape. Михаил Никатин. Холст, масло.

Кстати, кураторов всего трое, двое по совместительству художники, чьи работы представлены здесь же, — Александр Журавлев и Алина Глазун. Третья по совместительству продюсер — Юлия Ейбогина. Вместо того, чтобы выслушивать вдохновленные речи кураторов, предпочитаю наблюдать, как Журавлев проводит тщательную экскурсию по всем «стопятцот миллионам» объектов для группы товарищей и преподавателя ИПСИ, критика-мастодонта Андрея Ковалева. Вот они на фото вместе с мастодонтом.

Camoscape. Михаил Никатин. Холст, масло.

Куратор Александр Журавлев проводит экскурсию

Естественно, по выставке околачивается множество каких-то хипстеровитых молодых людей, но попадаются и профессионалы с серьезными намерениями: вот галерист Евгений Митта, например, явно не тусоваться пришел — вдруг что выросло. А вот и художник Аристарх Чернышев из дуэта Electroboutique — он разделяет мой предварительный скептицизм. Ловлю его за рядами небольших плазм, спрашивая, понравилось ли ему что-нибудь.

Набор стандартный: фотки, видео, особо ничего не впечатлило, но студенты стараются.

А может что-то все-таки, э-э-э, тронуло?

Не могу сказать пока, я просто критически настроен. Да и искусство такое сейчас — оно особо не трогает. Вялое, однообразное, почему-то требующее, чтобы зритель вникал в него.

Прочитал большую аннотацию…

Да, или долго стоял и смотрел. А это в наше время невозможно.

Вот парадокс. А как его объяснить?

Ситуация такая: ты тратишь на что-то время, на которое много кто претендует. Кто-то пытается получить что-то на халяву, кто-то пытается получить взамен какой-то экшен, впечатление или откровение. На самом деле это просто рекламное время, в которое тебе что-то втирают. Как в Facebook. Здесь тоже идет борьба за время. Вот посмотрите, сколько здесь работ — около сотни! Если я каждой уделю минуту, значит, я должен пробыть здесь минимум полтора часа. Я и так трачу много времени на студентов. Да, я преподаю в Школе Родченко и пытаюсь донести до студентов, что время — это все, а краткость — сестра таланта. Все требуют к себе внимания, не щадя чужого времени. Это эгоизм! Думают: вот сейчас поучаствую в выставке, и меня начнут всюду приглашать. Расслабьтесь! Ничего этого не будет!

 

Camoscape. Михаил Никатин. Холст, масло.

Аристарх Чернышев

Ну, Аристарха Чернышева можно понять, однако, здесь есть на что посмотреть, и спустя час пребывания я все еще вижу его возле разных видеоработ. Я же, погуляв еще немного между крапивой и лужей, которую экспрессивно сгребает художница своей картиной, неожиданно знакомлюсь с молодым меценатом Максимом Кретовым, который, как выясняется, спонсирует выставку. У мецената толстая золотая цепь на шее, но вид при этом более-менее интеллигентный. Оказывается, что у Кретова амбиции цукерберговского размаха и он задумал соцсеть для творческой молодежи, поэтому и поддерживает выставку:

Да, у меня есть свой интерес, потому что я основал первую социальную культурную сеть beautifulism.com. Это площадка для самореализации творческих людей в самых разных областях. Искусство, архитектура или фото — в общем, все, что не приносит денег, только удовольствие. А я хочу помочь этим людям самореализоваться, чтобы был какой-то баланс.

А вам-то что это будет давать?

А это мой выбор. Один из моих девизов жизни — «Born to be famous» — «Рожден, чтобы быть знаменитым», и я собираюсь этим девизом делиться с каждым, для этого и создаю свою социальную сеть. Она будет абсолютно некоммерческая, но там художники смогут и находить покупателей, и собирать отзывы не только родных и близких.

Да, есть такие сети, а вы сами искусство покупаете?

Да, конечно. Я сторонник авангардизма. Мне близок Машков, Загреков.

Покупаете Машкова и Загрекова?

Стараюсь.

Что значит «стараюсь»? У вас есть Машков?

Да, есть. А стараюсь если уж что-то брать, то что-то редкое и ценное. А здесь мне нравится атмосфера, что она полностью соответствует названию, много классных инсталляций и видео.

Camoscape. Михаил Никатин. Холст, масло.

Максим Кретов

К вопросу о видео — возле рядка небольших видеоэкранов вижу специалиста по русскому видеоарту Антонио Джеуза. Страстный коллекционер и тоже преподаватель ИПСИ, он изучает выставку всепонимающими глазами учителя, а заодно собирателя:

Ну, во-первых, они мои студенты. Мне интересно, как они смотрят на мир. И, конечно, если есть видеоинсталляция или видеоарт, я сразу смотрю внимательнее, потому что я так устроен.

А что вам здесь показалось наиболее интересным?

Здесь все неровно. Не знаю, если честно, кто куратор, но есть ощущение, что все делала команда людей. Эта живая атмосфера, все невыстроенное, и это хорошо, от этого живое ощущение, приятное.

Camoscape. Михаил Никатин. Холст, масло.

Антонио Джеуза

Никто не хочет никого выделять. Однако, и Обухова, и Чернышев ненароком отметили, что очень хороша светоинсталляция с потолочными люминесцентными светильниками. Это работа Александра Лысова Blink. Мне она активно не нравится, так как я не выношу подмигивание люминесцентом с детства. Но это как раз и следует считать самой правильной реакцией — на это ощущение и рассчитывал художник, надо думать.

Я тоже не очень хотела бы знакомить читателей со всеми «ста пятьюстами» художниками, однако вслед за Антонио Джеуза пришла к видеоинсталляции своей знакомой Даши Зоновой, сделанной в дуэте с Колей Сапрыкиным под названием «Как Большой…». На телеплазме спокойно чирикает зеленый дачный раек, плазма окружена кущами домашних горшковых растений. Среди растений оказывается много подсадных уток в виде ненастоящих кактусов. Противоборство искусственного и натурального? Все куда хитрее. Даша — мечта редактора культуры глянцевого журнала — современная художница с модельной внешностью, все-таки не зря провела год в лучшей московской школе совриска:

Что тебе дал год, проведенный в ИПСИ?

Раньше у меня были очень обрывочные знания о современном искусстве. До этого я училась в Школе-студии МХАТ на постановочном. Это нормальный творческий ВУЗ, но вся история искусства заканчивается 1950–1960-ми годами, а дальше разбирайся, как хочешь. А мне дико не хватало знаний и всегда хотелось что-то делать в этом направлении. И вот теперь, после ИПСИ, у меня есть четкость в отношении происходящего вокруг, и я могу на этом строить свое мнение.

Скажи, а твоя работа про то, что городские люди заменяют природу искусственными способами?

Не совсем. Наша с Колей Сапрыкиным работа про декорацию и про желание человека подчинить себе природу, управлять ей. Про иллюзию, которая создается с помощью рекламы и искусственных декораций. Мы вообще хотим развить тему декораций шире, возможно, сделать инсталляцию в парке. Основной месседж: все управляется за сценой. Человек жаждет сделать все управляемым: травка — пожалуйста, солнце — пожалуйста, все как настоящее, плюс комаров нет!

Camoscape. Михаил Никатин. Холст, масло.

Дарья Зонова

Может, в инсталляции про декорации Даши Зоновой комаров и нет, но вообще на выставке они появятся со дня на день. Выводок свежих комаров ожидается из инсталляции «Без названия» собственно одного из кураторов Александра Журавлева. Это одна из самых зрелищных работ, состоящая из высоченных саженцев крапивы, корни которой упакованы в пакеты, в которых вместе с землей заложены личинки комаров. Так что скоро здесь будет совершенно как на болоте — сырость от воды, запах пожухлой травы и комары. Приходите, не пожалеете. Но лучше поскорее, так как комары все-таки более приемлемы в виде личинок.

Ну а ниже мой скромный айфон-выбор. В отличие от всех опрошенных, я могу себе это позволить. Итак, я остановилась перед следующими работами дольше, чем на полминуты:

 

Прошу прощения у всех авторов видео (почти у всех), что не смогла посмотреть их классные работы (я видела, там были классные), но времени не хватило… Честно.

 

Интервью
Добавить комментарий