“TERRITORIЯ”: Главные спектакли фестиваля

#сонетышекспира

Главным событием фестиваля «TERRITORIЯ» в этом году станет агрессивный променадный спектакль Exhibit B, который отменили из-за протестов публики даже в лондонском Барбикан-центре. Его создатель, белый южноафриканец Бретт Бейли, всю свою сознательную жизнь занимается исследованиями рабства, апартеида и угнетения чернокожего населения планеты в прошлом и настоящем. Его приемы нельзя назвать утонченными — Бейли рубит с плеча, рифмуя в своих спектаклях зомби и вуду, племенные ритуалы и новостные заметки, депортационные и концентрационные лагеря. И все же он искренен в своих намерениях, интересно работает с пространством и с мифологией, уместно вспоминает и .

Расположившийся в выставочных залах ММСИ на Гоголевском бульваре спектакль напоминает о чудовищной практике человеческих зоопарков, повсеместно распространенной в культурных столицах Европы и Америки еще в начале XX века. Конголезский пигмей Ота Бенга, например, в 1906 году соседствовал в одном из таких заведений с гориллами и жирафами. Печально известная «Готтентотская Венера» Сара Баартман (про которую и снят вышеупомянутый фильм Кешиша) родилась в год Великой французской буржуазной революции, но ее заспиртованные половые органы были отправлены из парижского Музея человека на родину только в 1976 году. Фрагмент «Место под солнцем» рассказывает о еще одной женщине, которая жила прикованной к кровати французского офицера. Исполнительнице Берте Ньоле пришлось нелегко: в Польше группа молодых людей стала мерзко обсуждать ее обнаженную фигуру, думая, что она статуя. Потом каждому пришлось извиняться.

Эффективность прямой демократии в спектакле предлагается опробовать на собственной шкуре. К микрофону приглашаются зрители, чтобы выразить свою позицию по поводу построенной с нарушениями водолечебницы — основного источника дохода в городе — и обнаружившего эти досадные нарушения доктора Штокмана. Настоящий эксперт по Ибсену, Томас Остермайер, как обычно, переписывает его языком современного драматурга, но на это раз не Мариуса фон Майенбурга, а Флориана Борхмайера. В финале вместо битых стекол — красиво лопающиеся пакеты с краской.

Теодор Курентзис сам по себе спектакль. Концертное исполнение любимых дирижером произведений всегда становится событием не только музыкальным, но и театральным. Под его управлением ансамбль Musica Aeterna исполнит не сам «венок жутких песен» Шуберта, но вариацию Ганса Цендера 1993 года. Солировать будет австралийский тенор Стив Дэвислим.

Не стоит пропускать на фестивале шекспировские спектакли из репертуара Театра наций. Свежую премьеру Тимофея Кулябина и «Диалог Данс» «#сонетышекспира» хорошо дополнит «Шекспир. Лабиринт» Филиппа Григорьяна — этот спектакль играют редко и по особым случаям. Зрителей водят по темным углам, гримеркам, колосникам, карманам театра, где современные художники от Дмитрия Волкострелова до «ЕлиКука» представляют свое видение жизни и творчества барда. С самого низа променад уводит на самый верх, потому что театр, как известно, — весь мир.

К прошлогоднему юбилею «Весны священной» все значимые хореографы как-то высказались по ее поводу. Акрам Хан продемонстрировал когнитивный подход. Он берет в кавычки мышление композитора и то, как именно модернизм опирается на фольклорный танец и музыку. Фольклор он рассматривает в самом широком смысле — индийский катхак, кружение дервишей, фламенко и буто. Партитуру Хан доверил признанным в мире современного танца электронщикам Бену Фросту, Джослин Пук и Нитин Соуни. Исторического исследования, впрочем, из этого не получилось — спектакль In the Mind of Igor скорее рассказывает про то, что происходит в голове у самого Акрама Хана.

Интервью
Добавить комментарий