Мандельштам. Век волкодав

режиссер: Антон Адасинский
где: Гоголь-центр
когда: 15 и 16 октября

После «Пастернак. Сестра моя жизнь» с Вениамином Смеховым «Гоголь-центр» продолжает цикл «Звезда» — пять спектаклей, посвященных творчеству русских поэтов XX века: Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Владимира Маяковского, Михаила Кузмина (уже известно, что до конца года зрителям успеют показать и третью часть серии — моноспектакль Аллы Демидовой «Ахматова. Поэма без героя»). А пока спектакль об авторе «Кремлевского горца» и «Египетской марки» доверили одному из лидеров европейского «физического театра», авангардисту Антону Адасинскому (по совместительству актеру, музыканту и хореографу, а также основателю театра Derevo и обладателю «Золотой маски»).
На главную роль приглашена Чулпан Хаматова, в остальных заняты сам режиссер и воспитанники Кирилла Серебренникова из труппы «Гоголь-центра» — Никита Кукушкин, Евгений Сангаджиев, Филипп Авдеев, Георгий Кудренко и Ваган Сароян.
В основу спектакля, по словам создателей, легли поэзия Мандельштама и перипетии его судьбы: напряженный творческий поиск, арест из-за анонимного доноса, ссылка, трагическая гибель и подвижническая верность жены.

Гордость и предубеждение

режиссер: Алексей Франдетти
где: МХТ им. Чехова
когда: 1, 2, 16 октября

Режиссер Франдетти до этого успел поработать с Драмтеатром имени Пушкина, «Московской опереттой» и компанией Stage Entertainment в качестве актера и сняться в нескольких десятках сериалов и кино. На сцене МХТ он продолжает свои музыкальные эксперименты, доказывая, что серьезные темы и классика вполне совместимы с семейным, музыкальным и развлекательным зрелищем.
Английская история любви Элизабет Беннет и богача мистера Дарси давно переведена на все возможные языки и экранизирована в десятках стран мира, но на московской сцене ее рассказывают впервые. Франдетти, делая акцент на юморе Джейн Остин и адресуя свой спектакль семейной аудитории, делает это в песнях и танцах. В процессе задействуются свыше сотни костюмов, живой оркестр и английский парк на сцене; музыку к постановке специально писал композитор Питер Экстром по инсценировке Джона Джори. В ролях — самые музыкальные из вчерашних выпускников актерских ВУЗов, которые играют даже роли стариков.
Первые два спектакля уже сыграны в конце сентября, но билеты, судя по всему, еще долго не будут задерживаться в свободной продаже.

Матросская Тишина

режиссер: Олег Табаков
где: Театр п/р Олега Табакова. Сцена на Сухаревской
когда: 9, 23, 30 октября

За свою историю театр Олега Табакова обращается к «Матросской Тишине» Александра Галича во второй раз. Когда-то эту пьесу запретили в «Современнике», но времена меняются, и в 1990-м Табаков впервые поставил по ней спектакль, который стал хитом московской сцены. Первая постановка со звездами «Табакерки» 90-х — Владимиром Машковым, Евгением Мироновым и Сергеем Безруковым — объехала несколько десятков городов по России и миру.
Спустя 26 лет театр открывает возобновленной «Матросской Тишиной» свою новую сцену на Сухаревской. Как считает сам Табаков, этот спектакль — не об истории и не о политике, а прежде всего о человеческих судьбах и истории отношений отца и сына, Абрама и Давида Шварцев (в обновленном актерском составе сына-Шварца играет сын режиссера, Павел Табаков).

«Золотой осел».
Разомкнутое пространство работы

режиссеры: Борис Юхананов, Иван Кочкарев, Анастасия Нефедова,
Дмитрий Курляндский, Федор Софронов, Андрей Кузнецов-Вечеслов, Евгений Виноградов

где: Электротеатр «Станиславский»
когда: 1-5 октября, 14.00 и 19.00

Радикальный эксперимент Бориса Юхананова посвящен работе над текстом Апулея. Проект ломает привычные рамки театральных форматов: вместо одного спектакля зрителям предлагают серию открытых показов («модулей» и «композиций»), на которых они станут наблюдателями реальной актерской работы — живого диалога, с разборами и комментариями текста (то самое «разомкнутое пространство»). Как считают создатели, «карнавальная» природа текста древнеримского автора в данном случае дает идеальный материал для превращения театра в «перформативную практику», которая позволяет зрителям участвовать в опыте актерского познания.
Первая серия показов прошла в Электротеатре «Станиславский» в мае; в этот раз билеты можно купить как на отдельный модуль или композицию, так и абонементом на день или все пять дней. Сами модули и композиции имеют названия типа «Белая», «Мохнатая», «Город» и почти не повторяются в разные дни.

Процесс

режиссер: Тимофей Кулябин
где: Красный факел (Новосибирск) и на сцене Театра Наций в рамках фестиваля «Территория»
когда: 14 и 15 октября

Вслед за Валерием Печейкиным и Кириллом Серебренниковым из московского «Гоголь-центра» к Кафке обратился не менее известный Тимофей Кулябин из Новосибирска — постановщик «Трех сестер» на языке глухонемых и отгремевшего на всю страну стараниями Министерства культуры «Тангейзера».
В Москве спектакль дважды покажут в Театре Наций в рамках фестиваля «Территория».
Главный герой, которого играет Антон Войналович, у Кулябина живет в новейшее время. Он окружен видеокамерами и обезличенными людьми и, с тех пор как он за одно утро оказывается вовлеченным в Процесс, чем больше узнает об окружающем мире, тем меньше понимает его. За два с половиной часа на сцене разворачивается главный сюжет XX века, который в современных обстоятельствах выглядит даже более естественным, чем 100 лет назад, как будто Кафка придумывал своего персонажа «на вырост».

Фото: Ира Полярная, архивы пресс-служб

Текст Андрей Шашков