Протестные действия

Сегодня герои Ибсена были бы блогерами, активистами и белоленточниками — так решила драматург Саша Денисова. Ее сценическая версия пьесы «Враг народа» на днях вышла в театре Маяковского. Главной темой осталось противостояние человека и общества: и в Норвегии XIX века, и в России XXI благородный доктор Штокман пытается спасти все человечество разом, а человечество не хочет спасаться. Вот только в XIX веке протест радикального доктора было проще заметить. Сегодня есть опасность, что он затеряется где-то в ленте «Фейсбука».

«Лейтенант с острова Инишмор», МТЮЗ, 19 мая

Ирландец Мартин Макдонах, кажется, пошутил обо всем, что мы только знаем об Ирландии. Террористы из ИРА не исключение. Юные и агрессивные лидеры протестного движения вышибают людям мозги за свободу Ирландии и любимых котиков — как ни странно, этот сюжет отлично ложится на сегодняшние русские реалии.
От радикализма до идиотизма — один шаг, считает драматург, а за ним и режиссер Александр Суворов. Молодым актерам МТЮЗа в свою очередь отлично удается играть в рамках жанра абсурдной черной комедии. Кажется, фанатам Тарантино пора начинать ходить в театр.

«Анархия», «Современник», 15, 16, 21 мая

Мы все это уже где-то видели: старые панки тоскуют по 1970-м, ненавидят правительство и Америку, живут в нищете, но вдруг решают продать свой сингл крупной корпорации. Сюжет понятный, конфликты несложные. Но в таком сдержанном театре, как «Современник», «Анархия» — настоящий прорыв, скандал и хлопающие стульями возмущенные зрители. А вся прелесть спектакля как раз в обилии мата, живой музыке и абсолютно влюбленных в свои роли актерах. Михаил Ефремов и Дмитрий Певцов играют дряхлых кумиров, но глаза у них горят, как у 16-летних мальчиков. Кажется, после долгого периода застоя «Современник» снова не зря так называется.

«Ублюдки», театр «Диск», Чехия, в рамках фестиваля «Твой шанс», 25 мая

«Ублюдки» — это жесткая современная адаптация шиллеровских «Разбойников». Здесь нет благородного разбойника Карла Моора и его подлого брата Франца. Есть два запутавшихся мальчика, каждому из которых в чем-то не повезло. Нехватка любви, борьба за признание, амбиции толкают их на странные и страшные поступки. Режиссер Давид Шиктанц разглядел в тексте XVIII века истоки всех современных революционных движений. И даже если ясен основной посыл — ребята с личными проблемами выливают агрессию на государство и общество, — все равно интересно, что именно с ними не так.

«Отморозки», «Гоголь-центр», 11, 12 мая

«Отморозки» появились на сцене очень вовремя — как раз на волне многотысячных митингов и всеобщего воодушевления по поводу грядущих перемен. Перемен так и не произошло, но спектакль еще в репертуаре. Впрочем, в сценической версии романа Прилепина «Санькя» ничто не указывает на то, что жить станет лучше и веселее. Громкий, грубый, злой, с рваным ритмом, этот спектакль вызывает не воодушевление, а скорее чувство жалости. «Санькя» был про сумасшедших лимоновцев, про отчаянных ребят из 1990-х, готовых все уничтожить и погибнуть самим, лишь бы все стало иначе. «Отморозки» — про ребят из 2000-х — милых домашних девочек и мальчиков, которые хотят что-то менять, но не знают, что и как.

Интервью
Добавить комментарий