Перемотка: ретроспектива Московской биеннале

Недко Солаков. Жизнь (черное, белое). 2007

2005 год, январь–февраль

арт-группа «Желатин». Шишка-пипи. 2005

Музей В. И. Ленина, Музей архитектуры им. А. В. Щусева, вестибюль станции метро «Воробьевы горы», фасад Третьяковской галереи на Крымском Валу

Это была бомба. Первую биеннале в Москве курировал десант модных, умных, продвинутых и востребованных художественных деятелей: Ханс Ульрих Обрист, Даниель Бирнбаум, Николя Буррио, Роза Мартинес. И происходило все в музее Ленина. А художники, которых нам показали, в считаные месяцы один за другим превратились в мировых звезд.

Сантьяго Сьерра (теперь уже известный своими перформансами с нанятыми по объявлению низкооплачиваемыми участниками) наносил полиуретан на проституток, замерших в характерных рабочих позах, и снимал все это дело на камеру. Видео вышло весьма убедительным. В меру гламурный индийский художник Субодх Гупта заполнил самый большой зал музея посудой для приготовления карри. Дамы, пришедшие на открытие, поправляли свои прически, отражаясь в сковородках вок, словно медвежата Умки в елочных шариках. А одни из главных европейских панков от искусства, австрийская группа «Желатин», ниспровергающая все устаревшие нормы морали и выметающая музейную пыль, сделала балкон-туалет. Нет, не био, а с дыркой, как в деревне. Так что жидкие отходы жизнедеятельности свисали до самой земли в виде огромного красивого желтоватого сталактита.

2007 год, март–апрель

 

Недко Солаков. Жизнь (черное, белое). 2007

ЦУМ, башня «Федерация», Музей архитектуры им. А. В. Щусева

Следующая биеннале с честью пыталась держать марку. Кураторов пригласили сразу восемь. Поделили основной проект на пять выставок и объявили темы: «Рынки», «Геополитика», «Амнезия».

При входе на одну из площадок — строящуюся башню «Федерация» — зрителей встречали двое рабочих, нанятых известным концептуалистом Недко Солаковым. Первый красил стены зала в черный, второй — следом — в белый. И так до бесконечности. Чуть дальше располагалась работа итальянца Джанни Мотти: два человека в клетке с блокнотами и телефонами изображали бурную деятельность. Таким образом художник описал брокеров и современный рынок. А рядом на экране мужчина в полном расцвете сил и довольно пышных форм очень умело и смешно исполнял танец живота. Это были мысли турецкой звезды Кутлуга Атамана о «турецком наслаждении», как пишут на упаковках рахат-лукума. В главной роли — сам художник.

2009 год, сентябрь–ноябрь

Недко Солаков. Жизнь (черное, белое). 2007

Аниш Капур. Тяни-толкай II. 2008–2009

ЦСК «Гараж»

Это был настоящий головокружительный пир духа. Живые тараканы, черепахи, куры и птицы, экзотические рисунки и афганские ковры — все это безумие, представляющее рождение, взросление и смерть, показали в «Гараже». Курировал третью Московскую биеннале Жан-Юбер Мартен. Он прославился выставкой «Маги земли» 1989 года, где уравнял современные африканские горшки с работами западных художников (после чего быстренько покинул пост в Центре Помпиду).

Художник-ученый Кун Ванмехелен выводил интернациональную породу кур прямо на глазах у изумленной публики. Индоангличанин с вечной точкой во лбу и тюрбаном на голове Аниш Капур пытался из гигантского многометрового воскового красного полукружия при помощи отсекающего лишнее механизма создать идеальную форму.

Ну, и главный катарсис выставки — работа-рассказ тонкого политизированного перуанца, живущего в Нью-Йорке, Альфредо Джаара о документальном фотографе Кевине Картере (который сделал карьеру на смерти африканского ребенка). История рассказывалась в темноте, а в финале зрителю в глаза светили огромными софитами с громкими хлопками и с такой силой, что глаза, как в мультиках, выкатывались вперед.

2011 год, сентябрь–октябрь

Недко Солаков. Жизнь (черное, белое). 2007

Сьюзан Хиллер. Свидетель. 2011

Artplay, ЦУМ

Куратором в этот год назначили Петера Вайбеля, серого кардинала искусства новых технологий и заодно — участника феминистских перформансов Вали Экспорт, где он исполнял роль собаки. Приглашенные художники «переписывали миры» (официальная тема биеннале) в Artplay и ЦУМе.

Здесь Сьюзан Хиллер составила внушительный отчет о встрече людей с инопланетянами — визуализируя его через громадные инсталляции с музыкальными колонками, путь к которым лежал в полной темноте. Хулиганы-антикапиталисты из парижского коллектива под именем вымышленного художника Клера Фонтена выложили карту нищих и неугодных Евросоюзу стран (Испания, Италия, Португалия, Греция) из спичек, после чего символически ее сожгли. А звезда постмодернистской живописи Нео Раух еще раз поговорил в своих работах со зрителями о Фрейде и войне. Не обошлось там и без собак-роботов, компьютерных игр и даже фильма главных отечественных марксистов от искусства группы «Что делать?», изучивших рабский труд официантов в кафе. Кстати, видео показывали в ЦУМе как главном оплоте левой мысли.

2013 год, сентябрь–октябрь

Недко Солаков. Жизнь (черное, белое). 2007

Panamarenko. The Aeromodeller. 1969–1971

ЦВЗ «Манеж»

Самая тонкая, умная, цельная и сложная биеннале. Что неудивительно: у куратора пятой выставки Катрин де Зегер всё и всегда так. Ни шагу в простоте. Тема «Больше света» подразумевала, конечно, просвещение, а не увеличение ватт в лампочках. Поэтому четкая драматургия выставки повествовала о войне и мире, о женском вопросе и свободе, о колониях внутренних и внешних.

Безумный бельгийский утопист Панамаренко показывал огромный дирижабль, который во время апокалипсиса сыграет роль Ноева ковчега. Рядом настоящий молодой классик китайского искусства Сун Дун сделал многометровую инсталляцию, напоминающую китайский вещевой рынок с характерной выкладкой предметов, которые он нашел у своей матери. Назвал все «Не выбрасывай».

2015 год, 22 сентября — 1 ноября

Недко Солаков. Жизнь (черное, белое). 2007

Антон Видокле. «Это космос». 2014. Кадр из фильма.

Центральный павильон ВДНХ

Нынешняя, шестая по счету, Московская биеннале пройдет в модном формате выставки-школы. Да, «образовательный поворот» случился в искусстве еще в 1990-х годах. Но тут важно, что он до сих пор — на передовой. Из официального пресс-релиза не ясно почти ничего. Кроме того, что одним из участников будет бывший греческий министр финансов Янис Варуфакис. Сегодня это звучит гораздо круче десятка Обристов и ярче тысячи художественных солнц мастера света Олафура Элиассона. Ждем новой звезды современного искусства на небосклоне. Окси! Главное — ничего ему не одалживать.

Интервью
Добавить комментарий