Музей современного искусства «Гараж» московские тусовщики знают скорее как место с классными вечеринками «под грибами». На самом деле это серьезная выставочная институция — с научным и экспозиционным отделами, библиотекой, издательской и образовательной программами. Interview разузнал о новом проекте все. 

Это пространство — перестроенное модернистское кафе 1968 года. Потому первым делом обратите внимание на фото и 3D-картинки, которые расскажут о реконструкции, реставрации, о том, где заканчивается здание-оригинал и начинается новое. 

После архитектуры главное в «Гараже» — экспозиция. Запланированные на открытие выставки намекают на основные направления деятельности музея: совместное творчество с художниками. Полевые программы. Работа с передовыми авторами. И конечно, удовлетворение амбиций жаждущей селфи публики — возможность сняться на фоне полотен суперзвезд совриска. 

Interview подготовил гид по самым ярким выставкам и проектам нового здания Музея современного искусства «Гараж».

Эрик Булатов. «ВСЕ В ГАРАЖ»

12 июня - 30 июля

Вестибюль
Эрик Булатов. Все в наш гараж — 2. Эскиз. 2014

ВестибюльЭрик Булатов 

Карьере художника Булатова недавно исполнилось 50 лет, и плоды его таланта неоспоримо прекрасны. Настолько, что даже главный хулитель современного искусства министр Владимир Мединский записался в поклонники. 

Важных творческих заслуг у Булатова несколько. Перед детской аудиторией — канонические книжные иллюстрации к «Золушке». Перед коллегами по арт-цеху — изобретение живописного варианта такого явления в русском искусстве, как московский концептуализм. И наконец, перед широкой публикой — огромная ретроспектива Булатова прошла в Манеже в 2014-м, после чего перед художником сняли шляпы даже те, кто его работ в жизни не видел.

Теперь и «Гараж» заказал классику произведение. И это вовсе не живописное полотно с жизнеутверждающим или, напротив, нигилистическим посылом, как логично было бы предположить. А монументальная скульптура — первая в творчестве 81-летнего мастера. 

Технический ассистент

реконструировал точку отсчета русского актуального искусства

Два года назад «Гараж» запустил программу под названием Garage Field Research. В переводе на русский это означает, что художникам и кураторам дали финансовую и академическую возможность проводить исследования в России. 

Первая ласточка — проект художника, чье имя запрещено упоминать всуе. Сам он называет себя Казимиром Малевичем, или Николаем Пуниным, или (вот как сейчас, например) Техническим Ассистентом Музея Американского Искусства в Берлине. Все потому, что больше всего на свете его увлекает процесс симулирования. А имя в этом деле — ничто. Его исследование в рамках программы «Гаража» связано с нашумевшей Американской национальной выставкой 1959 года в «Сокольниках», где кроме предметов обихода были работы художников, в основном абстрактных экспрессионистов. Мероприятие нанесло удар по советским устоям, стало точкой отсчета для самосознания российских неофициальных художников. 

Пытаясь воспроизвести ситуацию начала русского современного искусства, Технический Ассистент собрал билеты, плакаты и прочие артефакты с выставки, воссоздал несколько произведений, записал интервью с очевидцами.

ПРОЕКТ «ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»

12 июня — 23 августа

Раша Салти и Койо Коуо изучили топологию африканского кино в России

ВестибюльРаша СалтиВестибюльКойо Коуо

Два международных куратора Раша Салти и Койо Коуо в России исследуют творчество африканских режиссеров, в 1960–1980-е учившихся во ВГИКе. Среди таких, к примеру, мавританец Абдеррахман Сиссако, в этом году он получил французскую кинопремию «Сезар» за фильм «Тимбукту». 

Огромный архивный материал — туда заодно включили русских режиссеров, которые в те же годы снимали в Африке, — поддерживает картограф, показывающий сложную топологию передвижений режиссеров по обоим континентам. 

Тарин Саймон оставила послание будущим поколениям

ВестибюльТарин Саймон

Не меньше загадки «Черного квадрата» американку Тарин интересует все, связанное с ядерной энергетикой и высокоактивными отходами. Поэтому ради проекта с художницей «Гараж» слился в творческом экстазе с корпорацией «Росатом», чтобы девушку допустили на завод по переработке радиоактивных отходов — снимать их утилизацию. 

Отходы эти кладут в небольшой контейнер размером 25 на 35 сантиметров и заливают стеклянной массой, после чего отправляют в спецхранилище на 500 лет, пока содержимое не станет безопасным. Внутрь контейнера Саймон положила еще и капсулу времени с посланием потомкам.

Вестибюль
Казимир Малевич. Черный супрематический квадрат. 1915

В музее тем временем подготовили целую стену, куда по истечении времени вставят объем из контейнера — между прочим, черный. Для блока художница оставила нишу с параметрами «Черного квадрата» Малевича — 79,5 на 79,5 сантиметров. А внутри нее — еще одну поменьше, размером под объем. 

Так Саймон вернула самому мощному символу мирового авангарда, «Черному квадрату», его мощь и сверхъестественную энергию.

Антон Видокль снял фильм о русском космизме

ВестибюльАнтон Видокль

Некогда московский, а ныне нью-йоркский художник Антон Видокль снял фильм “This Is Сosmos!”, в основе которого — идеи Циолковского, Чижевского, Федорова. Зал с видео позволяет не только совершить путешествие по местам силы русского космизма (Памир, Крым, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), но и помедитировать на удобных диванах, напоминающих те, что спроектировал для Наркомтяжпрома великий архитектор-конструктивист Иван Леонидов. 

В том же пространстве — «экспериментальное хранение» авангарда. Кураторы «Гаража» собрали работы Василия Чекрыгина, рисунки философа Николая Федорова, оригиналы Малевича и Мансурова и систематизировали их, чтобы сделать очевидной связь между космизмом и авангардом.

Рикрит Тиравания. «ЗАВТРА — ЭТО ВОПРОС?»

12 июня — 23 августа

Вестибюль
Рикрит Тиравания. Wienner Secession. 2002

ВестибюльРикрит Тиравания

С чутьем заправского культуролога таец Тиравания показывает зрителям от MоMA в Нью-Йорке до музеев Окленда и Токио не холодные артефакты, а себя внутри специальных пространств — станций взаимодействия. В «Гараже» художник открывает русскую пельменную, комнату по маркировке маек глубокомысленными фразами и расставляет по всему этажу столы для пинг-понга. 

Вестибюль
Юлиус Коллер. Общество пинг-понга. 1970

Дополняет акции зал с фотодокументами проектов чехословацкого концептуалиста Юлиуса Коллера (1939–2007), с перформансами которого Тиравания, по его словам, чувствует ментальную связь, опирается на его сюжеты и переводит их в поле человеческого понимания.

«Яёи Кусама: ТЕОРИЯ БЕСКОНЕЧНОСТИ»

12 июня — 9 августа

Вестибюль
Яёи Кусама. Guidepost to the Eternal New Space. 2015

ВестибюльЯёи Кусама

Чтобы доказать серьезность намерений по части привоза иностранных суперзвезд, на открытии музей покажет выставку 85-летней японской художницы Яёи Кусамы. Несмотря на очевидный обсессивный синдром, связанный у Кусамы с точками, она уже 60 лет умудряется соединять их все в новые и новые узоры. И это восхищает. 

ПРОЕКТ «Древо СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ИСКУССТВА» 

12 июня – 9 августа

Научный отдел «Гаража» во главе с искусствоведом Александрой Обуховой презентует свою деятельность инсталляцией, посвященной генеалогии русского современного искусства, — Living Tree. Пространство напичкано мэппингом, документами, артефактами, скульптурами, современными технологиями — все вместе и обозначает связи в искусстве начиная с 1960-х.

Школа модераторов

Это — результат инновационных разработок в образовательном отделе музея. Здесь будут готовить людей-катализаторов между выставкой и зрителем. Модераторы не водят экскурсии, но всегда находятся в зале, чтобы ответить на вопросы, поддержать одиноких посетителей или вступить в дискуссию со всезнайками из категории «И я так могу!». 

Фото: архив Музея современного искусства «Гараж», архив ОМА, Николай Зверков, Виктор Афанасьев 

Текст Александра Рудык