Любовь за деньги, арт-вандалы и Михаил Ходорковский

Джордж Мачунас, Автопортрет, 1961/2012.

Зачастую историки искусства не имеют единого определения для сложившихся в XX веке арт-движений, ограничиваясь лишь общими фразами, и это неудивительно: нередко жизнь и искусство в этих движениях переплетаются настолько, что где мухи, а где котлеты – не разобраться. Котлеты из мух, скорее. Ну, возьмем хотя бы возникший в 1950–1960-х флюксус. Ищем цитаты представителей, находим: «Флюксусом может быть все, что угодно», «Флюксус продолжается», «Флюксус – искусство от жизни» и т.д.

Выходит, и прошедшие на прошлой неделе ливни в Москве и Петербурге – тоже флюксус, тем более, что само название движения в переводе с латинского буквально означает «поток».

Для того чтобы впредь по поводу флюксуса не было таких пробелов и плохих шуток, в Эрмитаж привезли часть коллекции из открытого несколько лет назад в Вильнюсе Центра визуальных искусств имени Йонаса Мекаса, который к своим девяноста годам успел стать пионером киноавангарда, открыть в Нью-Йорке Антологию архивного кино, поработать с Майей Дерен, Сальвадором Дали, Энди Уорхолом и Джорджем Мачунасом. Последний, кстати, и был идеологом и организатором флюксуса – движения, представителями которого на разных этапах числились Йозеф Бойс, Йоко Оно, Джордж Брехт, Нам Джун Пайк и др. Произведения этих художников, артефакты флюксус-фестивалей, кино-ретроспективу Йонаса Мекаса и созданный Джорджем Мачунасом в 1953 г. «Атлас российской истории» идем  смотреть в Главный штаб.

Ходят непроверенные слухи, что когда звонишь Роберту Индиане, то вместо гудков из трубки доносится All You Need Is Love. Неудивительно, ведь мировую известность (как и свое состояние) классик поп-арта построил именно на любви, а точнее на дизайне слова «Love», которое с 1960-х буквально заполонило всю Америку, а в 1973 вообще было напечатано на восьмицентовой почтовой марке. По всему миру (от Нью-Йорка до Бишкека), как грибы, выросли узнаваемые скульптуры из четырех букв, а коллекционеры узнали, что , и даже в разных цветах и размерах. На выставке в Whitney Museum of American Art покажут любовные квадраты, треугольники, круги Роберта Индианы, а также то, что всему этому предшествовало.

Джордж Мачунас, Автопортрет, 1961/2012.

«Мону Лизу» Леонардо да Винчи, «Ночной дозор» Рембрандта, «Данаю» Тициана и  «Ивана Грозного» Ильи Репина помимо всенародной любви объединяет и факт вандализма, которому каждый из шедевров подвергся в свое время. То, что от любви до ненависти один шаг, знают не только на курсах семейной терапии, но и в Tate Britain, где до начала января можно будет посмотреть уникальную выставку произведений английского искусства с XVI века по наши дни, переживших не одну реставрацию после нанесенных ножами порезов, кислотами – дыр и чем-то тяжелым – сколов.

Отобранные из фондов музея произведения (Аллен Джонс, Джейк и Динос Чепмены, Карл Андре, Дуглас Гордон и др.) разделили на три группы: религия, политика и эстетика. Именно по этим пунктам чувствам вандалов разного калибра были нанесены «оскорбления», в историко-культурных причинах которых сегодня разбираются кураторы выставки Art Under Attack: Histories of British Iconoclasm.

Шарлотта фон Штейн была музой Гёте, Дора Маар – Пикассо, Лиля Брик – Маяковского, Гала (да и Аманда Лир) вдохновляли на шедевры Сальвадора Дали. У Сары Лукас, по ее признанию, муза тоже имеется – гениталии. Поэтому вопросы, связанные с названием одной из первых выставок представительницы Молодых британских художников (YBA) –  «Член, пригвождённый к доске» (1992), сами собой отпадают.

На протяжении всей карьеры «фирменными» материалами  художницы становились все, что только под руку попадалось: колготки, пивные банки, вешалки, сигареты, яйца, вантуз, замороженная курица… Неудивительно, что снятый BBC фильм о Саре Лукас, не мудрствуя лукаво, решили назвать просто «Две Дыни и Зловонная Рыба». Тем не менее, созданными из ассортимента магазинов шаговой доступности скульптуры, инсталляции и фото – всегда запоминающиеся переживания художницы на тему гендера, сексуальности и смерти. Открывшаяся на этой неделе в Whitechapel Gallery ретроспектива Сары Лукас проходит при поддержке Louis Vuitton, которым, кстати,  также не чужд.

Открывающаяся на этой неделе выставка Designing Modern Women в MoMA будет открыта целый год – достаточный срок для того, чтобы досконально понять, что такое «женский дизайн». Кураторы обещают показать все, что было красиво придумано женщинами для самих же женщин: текстиль, керамика, лампы, ножи, кастрюли, вилки… Одним словом – вечные ценности.

Помимо всевозможной и всегда прекрасной утвари, центром экспозиции станет спроектированная в 1953 Шарлоттой Перьен и Ле Корбюзье хитов-продаж сегодняшних каталогов Икеа.

Ну, а тем, кто в Нью-Йорк ехать не собирается, мы предлагаем посмотреть снятый братьями Люмьер танец , еще одной участницы выставки, на которую вы не попадете.

Михаил Ходорковский: тюрьма и воля, Tallinn Portrait Gallery (Таллинн), с 3 октября по 13 ноября

Книга Михаила Ходорковского имеет непосредственное отношение к одноименной выставке, открывающейся в Таллиннской портретной галерее. На ней пойдет речь о жизни предпринимателя до и после заключения, выраженная в собранных из семейного архива фотографиях и артефактах быта. Для кого-то выставка станет сугубо политическим жестом, который трудно сегодня представить в России, другие же увидят в выставке историю одного человека, лишившегося свободы и семьи.

Текст: Андрей Саков

Интервью
Добавить комментарий