«ГУТАЙ». «РИСУЙТЕ СЕБЕ СПОКОЙНО»
PLEASE DRAW FREELY, 1956

Японцы «Гутай» одними из первых вовлекли зрителей в процесс создания искусства, превратив их из пассивных наблюдателей в художников. Например, в ходе перформанса «Рисуйте себе спокойно» посетителей снабжали карандашами, кистями, фломастерами, чтобы они рисовали картину на большом холсте.

Сегодня, благодаря технологическому прорыву подобная затея выглядит более впечатляющее. Так, инсталляция Digital Shadows художника Ивана Растра на выставке в Центре МАРС позволяет зрителю рисовать причудливые узоры движениями рук в воздухе.

Карстен Хеллер. «Комната с перевернутыми грибами»
Upside-Down Mushroom Room, 2000

Для Карстена Хеллера, одного из представителей «эстетики отношений», важнее не арт-объект, а вызываемая им коммуникация со зрителем. Сами по себе его инсталляции неполноценны, только в контакте с публикой они выполняют свою функцию — провоцируют различные реакции тела. К примеру, инсталляция с гигантскими мухоморами, которые растут сверху вниз и вращаются вокруг своей оси, вызовет головокружение.

Похожие ощущения предлагают испытать зрителю медиахудожники из Санкт-Петербурга Tundra. Достаточно оказаться внутри инсталляции Void («Пустота»), чтобы каждой клеточкой тела ощутить пронзительную пустоту и потерять привычную ориентацию в пространстве. Грибы в данном случае не понадобятся — эффект достигается благодаря аудиовизуальному решению объекта.

Олафур Элиассон
Your body of work, 2011

Элиассон известен как великий экспериментатор, поставивший искусство на службу исследованию законов физики и оптики. Инсталляция Your Body of Work (2011) — сложный лабиринт из цветных флуоресцентных панелей. Попадая внутрь, человек получает возможность проверить свое восприятие цвета. Интерес художника здесь — развлечь посетителя, предоставив ему возможность самому выбирать цвет инсталляции, который будет меняться в зависимости от траектории взгляда.

На выставке «Искусство взаимодействия» оптическим иллюзиям посвящена работа Ивана Кабалина (kbln) Sacred Geometry, но здесь впечатление усиливается за счет звука, созданного Pixelord. Комната, оформленная как зеркальный шестигранник, реагирует на количество присутствующих зрителей, меняя степень освещенности и громкости звукового сопровождения. Внутри инсталляции посетитель перестает видеть границы пространства, оказываясь то ли в сказочном зазеркалье, то ли в космической бесконечности.

Кинетические скульптуры Жана Тэнгли
1950–1960-е годы.

Фантазийные механические конструкции Тэнгли собирали из металлолома и приводили в движение с помощью хитрой системы моторчиков и тросов. Чаще всего эти машины запускали сами зрители, которые нажимали на кнопку или опускали внутрь монетку. Эти «скульптуры», названные «метамэтиксами», могли издавать звуки, рисовать абстракции и даже саморазрушаться в пламени взрывов и фейерверков. Своими работами художник не только раз и навсегда нарушил привычную атмосферу выставок, но и упразднил дистанцию между зрителем и зрелищем.

 

Кинетическая интерактивная инсталляция Swipe авторства ::vtol:: реагирует на присутствие людей и создает автономную звуковую и световую композицию. Основная идея инсталляции — обращение к волне как первооснове аудиовизуального искусства. При появлении зрителя в зоне инсталляции роботизированные механизмы приводят в действие светодиодные кабели, образуя эффект «световых волн». Посетитель испытывает на себе воздействие хлопков и световых вспышек. 

Дмитрий Знаменский
продюсер Центра МАРС

В центре внимания на этой выставке — интерактив в чистом виде, взаимодействие как таковое. На первый взгляд кажется, что это простая и понятная вещь. Но это не так. Выбирая работы для выставки «Искусство взаимодействия», я хотел увидеть, как посетители будут проявлять себя, общаясь с инсталляциями. Причем я сознательно отказался от выбора очевидных комбинаций и простых для взаимодействия работ. Кого-то, возможно, разочарует, что выставка организована не по принципу парка аттракционов, но для большинства, мне кажется, будет интересным путь вдумчивого исследования. Взаимодействие — это целая серия маленьких шагов, которые нужно сделать, чтобы осуществить коммуникацию и получить удовольствие от ее результата. Очень интересно наблюдать со стороны, как люди пытаются потрогать объект, обходят его с разных сторон, экспериментируют, ищут подход. Так что проект «Искусство взаимодействия» — это выставка про «задуматься». Я бы хотел, чтобы наши гости забыли про свои проблемы, заботы, переживания. Чтобы они, попадая к нам, могли снова почувствовать себя детьми, изучающими себя и мир вокруг. Чтобы они остановились хоть на некоторое время и постарались вспомнить то давно забытое чувство, когда тебя не волнует прошлое, ты не беспокоишься о будущем, а просто находишься в настоящем и получаешь истинное удовольствие от процесса общения.

Выставка «Искусство взаимодействия» проходит в Центре МАРС до 28 февраля.
Подробности и билеты http://centermars.com/projects/exhibitions/iskusstvo-vzaimodejstviya/
  

Фото: пресс-служба Центра МАРС

Текст Анастасия Волкова