Содержание
Немного высокохудожественных и высокотехнологичных аттракционов. В выставочном зале «На Каширке» Алесь Мищенко даст возможность каждому стать художником. Нет, рисовать самим не нужно, достаточно над этим просто задуматься: представленные картины в жанре пуантилизма трансформируются под воздействием мозговой деятельности зрителей, фиксируемой подключенным к картине нейроинтерфейсом. В итоге произведением искусства становится не то, что ты видишь, а то, что происходит у тебя в голове. Искать философию восприятия, датчики движения, счетчики активности мозга и катарсис успеваем до конца месяца на улице Академика Миллионщикова.
Куратором основной программы уже четвертой Московской биеннале молодого искусства стал Дэвид Эллиотт. К своим 64 годам британский куратор уже был директором стокгольмского Moderna Museet, токийского музея Мори, арт-директором Сиднейской биеннале (2008, 2010) и первой Киевской биеннале Arsenal 2012. Тема молодежной биеннале в Москве звучит как перифраз Мартина Лютера Кинга: «Время мечтать». Для основной выставки из более чем трех тысяч заявок организаторами были отобраны произведения 83 авторов из 32 стран, и одна их мечта уже точно сбылась. О чем, как и главное — для чего, мечтают молодые художники сегодня, узнаем в Музее Москвы до 10 августа.
Игорь Старков, Дарья Андреева. «Русский Адидас». ММСИ на Тверском,
1 июля — 3 августа
Говорят, в городе Невель тест на беременность показывает положительный результат не двумя, а сразу тремя полосками. Градообразующее предприятие по производству одежды «Адидас» сделало свое дело, возведя фирменный спортивный костюм в ранг если не микронациональной идеи, то уж точно маркера «свой-чужой». Художники Игорь Старков и Дарья Андреева отправились в экспедицию в провинциальный городок, результатом которой стали 45 фотографий, пять видеофильмов, объекты, графика. Сполна прочувствовать фразу «Кто носит фирму “Адидас”, тому любая [леди] даст» успеваем до 3 августа в ММСИ на Тверском.
Мечты сбываются и не сбываются, тем не менее мечтать еще никто не запрещал. Пусть взятая за название выставки в галерее RuArts фраза из советского недалека и напоминает об унификации стремлений когда-то молодого поколения, но в этот раз является красной тряпкой для поколения настоящего. Мечтать о своем и уж точно по-разному в Зачатьевском переулке до начала августа будут преимущественно художники из Петербурга (Вероника Рудьева-Рязанцева, Павел Брат, Денис Патракеев, Семен Мотолянец) в компании Ольги Кройтор, Марии Куликовой, Алексея Салманова, Евгения Медведева-Ма и других.
Котики и психоделические наркотики. Представленная галереей Paperworks в ММСИ выставка Юлии Заставы включает в себя графику, видео и объекты художницы, балансирующей на грани китча и актуального искусства. Микс из сюрреалистических образов, героев масс-медиа и перверсивного артхауса пусть не выстраивается в общий нарратив, но уж точно из головы не выходит. Например, слизывающая мороженое обезьяна на кровати со спящей Белоснежкой. Мне лично она снилась.
Микс из четырех выставок в ММСИ в рамках специальной программы биеннале как бы намекает, что биеннале и правда международная. Четыре кураторских проекта с художниками из Азербайджана, Пакистана, Таиланда, Чехии и Украины находятся территориально в одном блоке — на Ермолаевском, но в фокусе каждого свое: от виртуализации политики и тайских духовных скреп до советского наследия и проблем скотоводства.
«Робот, ты же был челове-е-еком». Если у Аллы Борисовны так, то у куратора проекта «Мечтающие машины» Саши Бурхановой наоборот: международный состав из шести художников в ГЦСИ дает свои сценарии того, что могло бы произойти, если бы машины были наделены человеческим разумом. Что такое действительно железные нервы и материнский инстинкт на материнской плате, можно узнать до конца лета.
На четвертом этаже «Цветного» ошибка на ошибке ошибкой погоняет. Это не камушек в огород универмага, а подводка к анонсу выставки «Error Message*», экспонатами которой стали произведения глитч-арта, выразительным средством которого являются технические помехи, ошибки, они же глюки. Вот, например, белый шум в телевизоре, помните? Вот его, а также другие высокохудожественные технические сбои можно посмотреть в «Цветном», а между делом футболочку какую-нибудь купить. Главное — не ошибиться.