О главных современных художниках Кореи

Я мог бы выделить несколько имен. Среди знаменитостей — Кимсуджа. У нее сейчас роскошная интерактивная инсталляция в Музее современного искусства в Сеуле. На третьей Московской биеннале она была участником основного проекта. До Хо Су — одна из самых ярких звезд Кореи, эмигрировавший в Америку. Он знаменит благодаря эффектным инсталляциям из текстиля, одна из них развернулась в одном из музеев современного искусства в Сеуле в 2013 году. Атта Ким — фотограф, взорвавший Нью-Йорк своей персональной выставкой. 

Поскольку Корея — страна высоких технологий, и в современном искусстве есть несколько «технологичных» художников-звезд. Например, Чхве Урам, чей дышащий Лотос я хотел привезти этим летом, но не получилось. А вот наши украинские соседи успели показать его на одной из своих биеннале. В этом году у него прошла персоналка в Хельсинки в «Киасме».

Нельзя не упомянуть Нам Джун Пайка. Он является одним из основоположников видеоарта и вообще большой звездой современного искусства. Правда, многие корейцы его не считают своим, потому что большую часть жизни провел не в Корее. 

О темах и медиа

Темы корейцев волнуют самые разные, в том числе и вполне политизированные или связанные со сложной историей страны, которую мы не знаем, со взаимоотношениями с северным соседом. Что касается медиа и жанров, очень много художников занимается живописью, растет на глазах уровень фотографии. Перформанс тоже востребован. Многие корейцы учатся в Европе и в Штатах. И, как результат, возникает симбиоз культур, который лично мне очень симпатичен и интересен.

О молодом поколении

Среди молодежи я бы отметил творческий дуэт Миун (учились в Германии), другой союз Кьен Вон Мун и Джун Хо Джеон — представляли Корею в Венеции в прошлом году. Вообще, молодых художников достаточно много. Дефицита в этой области явно не наблюдается. Большинство университетов имеют кафедры, связанные с искусством. Так что каждый год на рынок выплескивается очередная партия нескольких сотен молодых амбициозных людей. Много плохого искусства, но есть и оригинальные художники. Если мы обратим внимание на корейский павильон на венецианской биеннале — там всегда молодые участники. Искусство Кореи более динамичное и молодое, даже если сравнивать с тем, что мы видим в русском павильоне, где ставка всегда на уже сложившихся художников.

Об участниках Identity

Мне давно нравится проект Юн Чжон Ми PINK & BLUE и я рад, что благодаря галерее RuArts он наконец доехал до Москвы. Эффектный проект — несложный на первый взгляд, но убедительный и не такой уж простой, если вдуматься. Интересен и скульптор Йи Хван Квон, часто его сравнивают с западными знаменитостями — Тони Креггом и Вимом Дельвуа, хоть они и работают в разных техниках. Его скульптуры в Корее устанавливают в городской среде.

О корейском арт-рынке

В отличие от России в Корее арт-рынок есть. Их ежегодная ярмарка современного искусства KIAF достаточно крупная — приезжают галереи из стран Востока, из Европы, США, Австралии. Что более важно — в Корее существует очень разветвленная инфраструктура с большим количеством частных галерей (от совсем маленьких до вполне серьезных с филиалами в мировых столицах, например в Нью-Йорке), арт-центров, государственных и частных музеев. Корейцы рассказывали мне, что есть государственная программа, по которой за 20 лет в стране должны открыть 1000 музеев — по 50 в год! Этой осенью прошло сразу три биеннале (одна — фотографии в Дэгу, и две — современного искусства, в Пуссане и Кванджу) с общим бюджетом почти в $10 млн. Важным фактором является публикация книг по искусству — здесь корейцы достигли впечатляющих успехов, и, судя по всему, издательский бизнес не прогорает. Все художники имеют поддержку со стороны. Если в Корее строится здание, комитет выбирает произведения того или иного автора, которое впоследствии его украсит. У всех есть стимул работать. И получить место в городском ландшафте или пространстве жилого комплекса. Корейцам есть на кого равняться — каждый год в Сеуле проходит сразу несколько выставок зарубежных звезд. Из последних привозили Аниша Капура, Била Виолу, Олафура Элиассона.

О международном признании

На международном рынке на корейцев спрос есть. Хотя китайцам они пока проигрывают. Многие участники выставки в RuArts хорошо продаются на KIAF (Пак Хен Су и Ким Тэ Хек) и других ярмарках (У Чжониль сейчас в Майами на Art Basel). А Ким Тэ Хека раньше не покупали в Корее, но в этом году он впервые был представлен на корейской ярмарке, и его работы купили. Он учился в Японии у известных художников, где пропитался особым отношением к природе и осязаемости пространства.

Об отличии корейского совриска от японского и китайского

Китайцы много имитируют и интерпретируют, они совсем не похожи на корейцев. А между японцами и корейцами есть некая соревновательность, и мне кажется, что корейцы начинают выигрывать. Страна за 25 лет совершила огромный скачок во всех областях, все структуры работают вместе, и конкуренция очень высокая. Интересно, что кореец Ли Уфан, знаменитый минималист, живет в Японии и очень успешен там.