Брейкданс, скейтборды, граффити и... медитация? А почему бы и нет? В эту субботу во время ежегодной Ночи музеев во дворе Музея современного искусства (ММОМА) пройдет открытая репетиция спектакля-перформанса Allowing Existence to Happen команды «ВАСЯRUN».

Сюжет у постановки незамысловатый. Граффити-художник приезжает в Париж, чтобы, как говорят в этой среде, сделать метро. А дальше начинаются погони, аресты, допросы и прочий беспредел антивандальных законов. Таких историй у каждого граффити-художника в биографии с десяток. Поэтому идти на репетицию нужно не для того, чтобы узнать, как же на самом деле трудно брызгать баллончиком на стену, а чтобы познать себя. Но об этом чуть позже. 

Сцены нет. Есть двор музея, в котором стоит машина, турник и скейтерская рама. Звучит музыка, больше похожая на мелодии для медитаций. Выходят шесть подростков. Они непрофессиональные актеры, никогда не играли в театре и вообще плохо представляли, что к чему в этой жизни, пока не встретили кастинг-директора проекта. Кто где: кто-то в клубе, кого-то нашли прямо на улице, с кем-то связались через соцсети. Граффити всегда было на полулегальном положении, поэтому свои лица участники не показывают: они закрыты платками, шарфами, банданами, майками. 

В рамках подготовки спектакля с ребятами не просто занимались сценографией и разучивали роли. Они медитировали, им рассказывали о йога-практиках, учились правильно дышать и развивать голос. По большому счету все это было больше похоже на психологический тренинг, который учит взаимодействовать с самим собой и с миром вокруг тебя, немного с религиозным уклоном, но без фанатизма. Не всем нравились такие попытки залезть в душу. Кто-то уходил. Некомфортно. Говорили, что в спектакле играть согласны, но вот все остальное — увольте. Да это и понятно. Быть подростком сложно. Надо все отрицать, обесценивать и превращать в пыль — это правила игры. И когда тебя пытаются развернуть «глазами внутрь себя», то ты чувствуешь какой-то подвох. «А почему все-таки решили остаться? — спрашиваю я у ребят после репетиции, на которую мне разрешили заглянуть за пару дней до открытой репетиции. — Неужели не было желания уйти?» Конечно, было. Потому что трудно, потому что надо все время преодолевать себя. Но была внутренняя уверенность в том, что идешь правильной дорогой. 

«Как вы сюда попали?» — спрашиваю. «Это судьба», — отвечают все и смеются. Но на самом деле не шутят. Им трудно объяснить, почему они пришли и остались, но все используют одни и те же выражения, про взгляд внутрь себя. Про спокойствие, которое мощной волной накрывает. Один из ребят объяснил это так: «Меня как будто обнулили. Карму почистили. Я все свои заморочки и загоны оставил за пределами проекта и научился видеть и понимать себя здесь и сейчас. Ты. Здесь и сейчас. Со всеми своими плюсами и минусами». Были и те, кто не принимал такой духовный подход к постановке. Мол, в спектакле сыграю, но все эти свои штучки про познание себя оставьте для других. 

В постановке есть сцена: ребята выходят в импровизированный зал к зрителям. В зале я сижу одна, и они меня окружают. Начинают громко и быстро произносить текст, и я кожей ощущаю тот ужас, о котором они говорят. Как будто это не главный герой, а я сижу на стуле в полицейском участке и оправдываюсь перед стражем порядка. Страшно. Сильно. 

За музыкальное сопровождение спектакля отвечают Beat-Maker-Beat aka Space Kid, MC Check, за хореографию — BBoy Droni. Брейкданс, скейтборды, граффити и... медитация? А почему бы и нет? И вообще, спектакль — это лишь часть большого проекта, в рамках которого будут созданы видео, арт-альбом, планируется делать разные коллаборации на границах кино, театра и искусства.

Зачем все это нужно? А почему бы и нет. Ведь в конечном счете, если эта постановка помогла шести подросткам понять себя и научиться управлять своими внутренними демонами, то, наверное, это уже не просто так.

Участник № 1:

«Меня заинтересовал опыт, который я смогу получить. Если спрашивать, что я сейчас делаю, то мой ответ: я работаю над собой».

Участник № 2:

«Если мы будем тянуться, то все получится. Если будем сухими и деревянными, то мы просто сломаемся».

Участник № 3:

«Мы встречаемся, чтобы помолчать. Людей можно пытать тишиной».

Участник № 4

«Я катался на скейтборде и до 16 был такой крутой, но вдруг пошел страх, все рухнуло. Я боялся то ли опозориться, то ли трюк не сделать. Сейчас понимаю, что это все загон, психологический зажим.
Год был в таком состоянии, искал, но не понимал чего. И кажется, то, что сейчас со мной происходит, — это то, что я искал. Я всегда свой путь отслеживаю, меня как будто сюда вело».

Участник № 5:

«Я стал видеть вещи, которые раньше не видел. Стал интуитивно чувствовать: вот человек и как у него шестеренки в голове вращаются. Я прям видел, как каждое движение делается через силу, через барьеры. Это даже в походке видно. Очень странно».

Участник № 6:

«Мы совсем не актеры, а должны на протяжении всего перформанса быть собой. Но ведь играть – это уже априори не быть собой. Нужно быть вовлеченным в текст, но при этом транслировать свое собственное состояние. Одно противоречит другому, и каждый из нас должен найти выход из этого противоречия. Ты уже не просто дурачок, стоящий на сцене и думающий только о том, как бы не забыть текст, ты растворяешься в действии, переживаешь настоящие чувства. Момент стеснения проходит, и мы уже не отдельные звенья, а почти единый организм».

Что из этого получилось, можно увидеть 17 мая на открытой репетиции в ММОМА в 20:00 и в 22:00.
Регистрация здесь: http://vasyarun.ru/

Премьера состоится летом 2014-го.  

Фото: пресс-служба «ВАСЯRUN»

Текст Натела Поцхверия