Уральский филиал государственного центра современного искусства, который ты возглавляешь, во второй раз взял премию «Инновация»?

Сложно сказать, потому что у нас всегда какие-то проекты биеннале получали премии, и я уже запуталась, сколько их. У нас точно была «Инновация» за основной проект Второй биеннале, ее получила Яра Бубнова. Номинацию «Молодой художник» выиграл Иван Плющ, за работу, которую он показывал в Екатеринбурге. Еще был приз Тимофею Раде от Stella Art Foundation — поездка в Венецию. Если честно, боюсь кого-то забыть, но так или иначе проекты Уральской индустриальной биеннале современного искусства часто входят в пятерку номинантов премии. Пока не было случая, чтобы Индустриальную биеннале не номинировали на «Инновацию». 

В этом году ты лично с двумя проектами номинирована.

Мне здесь важно объясниться и как-то акцентировать на этом внимание. В этом году мы не стали подавать отдельные проекты биеннале в разные номинации. А подали всю биеннале, потому что в этот раз она стала таким мощным единым проектом, который не было смысла делить на разные кураторские проекты. 

Между Второй и Третьей Индустриальной биеннале прошло три года, поэтому последняя биеннале  немного триеннале. Как так случилось?

Это связано с формальными проблемами. Дело в том, что у ГЦСИ в Москве как у организации есть две крупные биеннале: Московская и молодежная. У нас была задача сделать так, чтобы Молодежная и Индустриальная биеннале проходили в разные годы. Мы так и сделали, поэтому у нас появился дополнительный год.

Основной проект Индустриальной биеннале был в гостинице «Исеть». Почему именно там? 

Причин две: наше невероятное везение и стечение обстоятельств. Идея появилась, когда я в отчаянии от того, что у нас нет достойной площадки для основного проекта, ходила по городу Екатеринбургу. И вдруг подняла глаза и увидела, что в гостинице «Исеть» не горят окна. Она вся темная. Тогда я подумала, что гостиница пустая и надо бы выяснить, кому она принадлежит. Я нашла все контакты, пришла в Агентство по охране и использованию памятников культуры, где меня встретили с распростертыми объятиями. Выяснилось, что они просто мечтают о большом пиар-проекте, так как ищут нового оператора гостиницы, да и вообще хотели бы популяризовать тему конструктивизма. В общем, все совпало: они стали нашим генеральным партнером и даже взяли на себя все сопутствующие коммунальные расходы.

Что для огромной гостиницы ощутимо.

Тем не менее они стали инвесторами проекта. 

Привлечь после биеннале новых операторов гостиницы  отличная идея. А еще я знаю, что благодаря вам в Екатеринбурге появился один из самых модных клубов  «Дом печати».

Это пространство типографий «Уральский рабочий», часть которого по сей день успешно функционирует. Само место стало кластером креативных индустрий, туда пришли архитекторы, дизайнеры, айтишники и ребята, которые открыли там всякие чайные, бары, ресторанчики. Такой pop-up-формат получился. 

Про будущее «Исети» уже что-то известно?

Нам хотелось повлиять на него лучшим образом, и в нашей работе сейчас есть два важных направления. Первое  сделать так, чтобы здание попало под охрану ЮНЕСКО, над этим мы работаем с администрацией города. Недавно, кстати, была конференция по поводу трансформации Екатеринбурга в такой Тель-Авив, потому что у нас 18 сохранившихся ансамблей конструктивизма, и это уникальная ситуация, мегапотенциал. 

Страницы

Фото Михаил Григорьев, Руслан Давыдов